Инфраструктуру в России на протяжении нескольких десятков лет строят несистемно: четкий план комплексного развития территорий отсутствует даже по отраслям, в том числе в энергетическом секторе. Об этом говорится в аналитическом исследовании INFRAONE Research «Инфраструктура России: индекс развития».
Эксперты отмечают, что единой статистики и оценки состояния инфраструктуры в стране нет. Региональные и федеральные инвестиции в развитие опираются на потребности сегодняшнего дня. Горизонт планирования не превышает двух-трех лет, а утвержденные стратегии часто не выполняются.
В исследовании INFRAONE Research обобщены в числе прочих общедоступные статистические данные о количестве и качестве энергетической инфраструктуры, которые привели их к единому индексу (максимальное значение – 10). Индекс показывает состояние и уровень развития отраслевых фондов в региональном разрезе.
При расчете индекса энергетической инфраструктуры учитывались объем производства электроэнергии, объем потребления электроэнергии как косвенная характеристика наличия и развития распределительных сетей, доля потерь электроэнергии при доставке, обеспеченность населения электроэнергией, наличие возобновляемых источников энергии и степень их использования.
По расчетам аналитиков, наиболее развита энергетическая инфраструктура в Ханты-Мансийском автономном округе (значение отраслевого индекса – 8,94); в регионе производится и потребляется максимальное количество энергии. Высокий показатель субъекта также объясняется низкой долей потерь электроэнергии в сетях – 5,5% против 12% в среднем по России. Не на первых строчках ХМАО лишь по обеспеченности электроэнергией населения, но и этот показатель здесь достаточно высок.
Как отмечает Ринат Резванов, специалист в сфере исследований региональных социально-экономических и культурно-образовательных систем, нахождение ХМАО в топе отраслевого «энергетического» индекса можно объяснить двумя исторически сложившимися причинами. При населении в 1,65 млн человек – показатель даже по сибирским меркам невысокий – округ располагает чрезвычайно большими электрогенерирующими мощностями.
«Общая установленная мощность турбин ТЭС ХМАО составляет 12,1 ГВт, к тому же в регионе расположена крупнейшая в России Сургутская ГРЭС-2. Основные потребители вырабатываемой энергии – объекты Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Относительная близость добывающих предприятий к тепловым станциям значительно сокращает риски сетевых потерь. Несомненным плюсом является то, что все крупные электростанции построены сравнительно недавно, их технологический ресурс далек от исчерпания»,
– говорит Резванов.
Ввод в строй обеих сургутских ГРЭС совокупной мощностью почти 9 тыс. МВт произошел в 1970-1980-е годы. При этом Сургутская ГРЭС-2 является одной из высокоэффективных ТЭС России. А история Нижневартовской и Няганской ГРЭС отсчитывается с постсоветского периода: пуск в Нягани состоялся в 2013 г., а запуск 3-го энергоблока на Нижневартовской станции – в 2014 г.
Среди регионов-лидеров также Иркутская область (7,88), Красноярский край (7,3) и Москва (6,98). Их показатели заметно отстают от ХМАО из-за меньшего производства и потребления электроэнергии, более высокого уровня потерь в сетях и меньшей обеспеченности населения.
Самые высокие значения индекса в основном у регионов с развитой электрогенерацией и значительным потреблением электроэнергии. Но показателя выше среднего можно было достичь за счет нормального состояния распределительных сетей и энергопотребления в расчете на пользователя.
Так, например, объясняется результат Камчатского края. Индекс развития электроэнергетики в регионе составил 5,75. При этом генерация в крае, не входящем в единую энергосистему, развита слабее не только относительно других регионов западной части страны, но и большинства дальневосточных.
По аналогичным причинам индекс Севастополя (5,51) оказался выше, чем у Санкт-Петербурга. При этом Крым предсказуемо находится ниже среднероссийского индекса. Собственной генерации в республике почти нет, а потребление ограничено географическими особенностями полуострова.
Индекс развития энергоинфраструктуры 66 регионов находится в пределах 4,5-6, в более широких границах, чем показатель, например, в транспортной сфере (среднероссийское значение индекса – 5,23 – выше аналогичного показателя по транспорту – 3,24). Таким образом, энергетическая инфраструктура характеризуется небольшим разрывом между наиболее и наименее развитыми регионами.
Самые низкие значения индекса у Ингушетии, Чечни и Тувы – 3,58, 3,62 и 3,64 соответственно. В Ингушетии собственная генерация отсутствует, а в Чечне ее развитие находится на крайне низком уровне. Кроме того, эти субъекты потребляют существенно меньше энергии, а потери при ее передаче довольно высоки (31-35%).
Комментируя эти данные, промышленный эксперт Леонид Хазанов среди проблем энергетической инфраструктуры России выделяет ее неравномерность.
«Мы можем видеть в буквальном смысле слова изолированные от магистральных сетей районы и города. Севастополь питает одна подстанция, чего явно недостаточно для подобного населенного центра», – говорит эксперт.
К слову, мероприятия по строительству электросетевых объектов на территории Крыма (объем инвестиций – 9,1 млрд руб.) входят в топ-20 крупнейших инфраструктурных проектов, планируемых к реализации за счет средств бюджета.
По словам Хазанова, еще более напряженная ситуация складывается в Якутии, отличающейся суровым климатом. На севере Якутии многие поселки отрезаны от «материка», их жизнь зависит от завоза дизельного топлива для генераторов. Там активно строятся солнечные электростанции, планируется возведение арктического ветропарка. Очень важно со временем замкнуть их в единую цепь.
«Еще одна проблема – старение электрических сетей и подстанций. В последние годы вкладываются большие средства в модернизацию, хотя не везде их удается полностью обновить»,
– отмечает эксперт.
Сергей Рочев, руководитель электролаборатории и энергетического аудита ГК «Серконс», дополняет, что одна из ключевых проблем энергетической инфраструктуры заключается в разрыве между потреблением и производством. Центр потребления смещен на запад, а генерация электроэнергии сконцентрирована по большей части в восточных регионах.
«Часть регионов Дальнего Востока продает электроэнергию в Китай и за счет этого набрала баллы. Ханты-Мансийск справедливо занимает первую строчку в рейтинге, поскольку в регионе широко развита нефтяная отрасль, соответственно, необходимы большие ресурсы электроэнергии. При этом конечный потребитель находится непосредственно в регионе», – говорит Рочев.
По его мнению, для развития энергетической инфраструктуры в России требуются большие ресурсы и законодательные меры, позволяющие перенести электроэнергетику поближе к основному потребителю – на запад страны.
Эксперты INFRAONE Research обращают внимание, что источники возобновляемой энергии есть в 18 регионах, но так как мощность солнечной, ветровой, геотермальной и других подобных видов энергетики в России незначительна (примерно 0,24% от общей мощности всех источников энергии), для расчетов был взят соответствующий понижающий коэффициент. В 2018 г. он не оказал влияния на конечные результаты. Но в перспективе его значение, скорее всего, увеличится за счет роста возобновляемых источников энергии в составе индекса развития электроэнергетики.
Сергей Гумеров, сооснователь и директор по развитию ООО «Институт рациональных технологий», отмечает, что самое позитивное в данном анализе – внятное обозначение проблемы инфраструктурного развития. Авторы анализа правы, что планирование развития инфраструктуры ведется в стране несистемно.
«Но предложенный индекс и выполненные оценки нельзя принять за основу для последующих государственных и управленческих решений. Было бы правильно, если бы авторы анализа смогли раскрыть методы расчета индекса и увязать его с целями социально-экономического развития, чтобы в итоге выйти на системные предложения по мерам инфраструктурного развития, кроме увеличения денежных вливаний», – комментирует Гумеров.
Между тем тему модернизации тепловых электростанций затронул президент РФ на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, которое состоялось в Кемерове 27 августа.
«За последние годы удалось существенно нарастить возможности тепловой генерации, обновить ее структуру, повысить устойчивость и эффективность работы станций. Определяющую роль в этом процессе сыграл механизм договоров на поставку мощности. В ее основе лежали обязательства инвесторов по вводу новых мощностей после приватизации энергетических объектов на достаточно комфортных для бизнеса условиях», – сказал Владимир Путин.
По словам главы государства, речь идет о строительстве ресурсосберегающих экологических станций, которые заменят устаревшие, ненадежные установки с низкими экологическими стандартами и экономической отдачей. Причем сделать это нужно с максимальной опорой на оборудование отечественного производства.
В свою очередь, Александр Новак, глава Минэнерго РФ, отметил, что вопросу развития инфраструктуры уделяется особое внимание.
«Предполагается, что в рамках инвестиционной программы компании «Россети» и ее дочерних обществ эти средства также будут предусмотрены», – сказал Новак.
Общий объем долгосрочных инвестиционных программ «Россетей» и ФСК ЕЭС на 2016-2020 гг. составляет 1,2 трлн руб.
Более 70% этих средств будет направлено на модернизацию и развитие основных фондов. В преимущественном положении при ремонте и строительстве оказываются магистральные сети и наиболее важные распределительные. По данным стратегии развития сетевого комплекса до 2030 г., износ распределительных сетей к 2013 г. достигал 70%, а магистральных – 50%.
По данным Минэнерго, фактическое потребление электроэнергии в 2017 г. составило 1059,7 млрд кВт⋅ч (по ЕЭС России – 1039,9 млрд кВт⋅ч), что выше факта 2016 г. на 0,5% (по ЕЭС России – на 1,3%). Наиболее высокая положительная динамика энергопотребления зафиксирована на предприятиях металлургии, железнодорожного транспорта и магистральных газопроводах.
В 2017 г. выработка электроэнергии электростанциями России, включая производство электроэнергии на электростанциях промышленных предприятий, составила 1073,7 млрд кВт⋅ч (по ЕЭС России – 1053,9 млрд кВт⋅ч). Увеличение к объему производства электроэнергии в 2016 г. составило 0,2%, в том числе:
Мария Ромашкина