Власти России рассматривают в рамках мер борьбы с ростом цен на топливо ряд превентивных мер, эффективность которых неоднозначна. Правительство поручило Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития проанализировать возможность введения обязательного требования к нефтяным компаниям направлять от 17,5% годовой добычи на российские НПЗ.
Решений по данному нормативу пока нет. Эксперты считают, что идея призвана поддержать отечественную нефтепереработку, наполнить внутренний рынок сырьем для моторного топлива, снизив рост цен на него. Но инициатива вызывает больше вопросов, чем ответов.
«При определенной трактовке обязательная норма может спровоцировать утверждение самого низкого порога для объемов внутренней переработки, который будет значительно ниже существующего. Показатель 17,5% – треть существующей доли поставки нефти на внутренний рынок, которая в настоящее время составляет 54-55% от объема добычи»,
– говорит Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции факультета ВШКУ РАНХиГС.
В качестве примера Сафонова приводит нормы оборота нефтепродуктов на бирже. Они в основном выполняются, но надежды на формирование на площадке цен внутреннего рынка, не зависящих от нетбэков, не оправдались.
«Предложенный норматив поставки на внутренний рынок, который значительно ниже существующего процента реализации нефти, скорее активизация инициатив, чем действенная мера решения вопроса стабилизации цен на моторное топливо. Какое отношение к стабилизации цен имеет норма поставки нефти ниже существующей более чем в 3 раза, если рынок должен быть насыщен нефтепродуктами определенной категории?» – рассуждает эксперт.
Сафонова отмечает, что далеко не все российские НПЗ выпускают бензин. Зачем увеличивать долю поставки нефтепродуктов на НПЗ, который направляет все производимые нефтепродукты на экспорт? Если формировать квоты, они должны касаться реализации конкретных видов моторного топлива на внутреннем рынке.
«В любом случае – какие бы квоты и нормы ни утверждались – они не сделают экономику НПЗ более привлекательной. Поддержать нефтепереработку можно, сделав поставки на внутренний рынок более выгодными, чем на экспорт. И механизмом регулирования приоритетности внутренних поставок является оптимальная фискальная нагрузка.
Все составляющие цены на моторное топливо должны гибко следовать за изменением котировок эталонных сортов нефтепродуктов на мировых рынках, включая и акцизы, требующие ежемесячной коррекции, и таможенные пошлины. Тогда паритет внутренних и экспортных поставок для НПЗ будет сопоставим и выйдет из траектории отрицательной маржинальности», – убеждена Сафонова.
Эксперт дополняет, что в основном независимые производители обеспечивают сырьем независимые НПЗ. Цены на нефть почти полностью рассчитываются по формуле, поэтому инициатива не повлияет на внутреннюю стоимость, рассчитываемую на основании международных котировок.
«ВИНКам, владеющим основным объемом мощностей нефтепереработки, эта идея может помочь высвободить ресурсы для экспорта, а норма – получать максимальные скидки у независимых производителей к формуле цены», – полагает Сафонова.
К слову, регулятор объемов транспортировки нефти – Минэнерго РФ, – утверждая экспортные графики, по сути, согласовывает и остаточный объем поставки на внутренний рынок. Какое здесь еще дополнительное регулирование требуется?
Антон Усов, руководитель практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли KPMG в России и СНГ, отмечает, что такая практика напоминает прежние балансовые задания по поставкам нефти на российские НПЗ.
ВИНКи удовлетворяют этим условиям и сейчас. Независимым производителям инициатива снизит рентабельность в результате уменьшения отгрузки на экспорт.
«Цель предложения – загрузить мощности НПЗ, при этом используется нерыночный механизм», – говорит Усов.
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, идея имеет двойственный характер. С одной стороны, она позволит обеспечить минимальный гарантированный объем поставок нефти на российские НПЗ. С другой – может негативно отразиться на независимых нефтяных компаниях, не имеющих собственных перерабатывающих мощностей и отгружающих черное золото за границу.
«Цель налицо – максимально увеличить загрузку мощностей НПЗ, одновременно снизив цены на бензин и дизельное топливо, от повышения которых страдают отечественные потребители. Сельскохозяйственные предприятия уже понесли значительные убытки, и власти им оказывают поддержку, направляя немалые средства на компенсации. Какова степень целесообразности такой идеи, однозначно сказать сложно, но разумное зерно в ней, безусловно, есть», – комментирует Хазанов.
Между тем, как отмечает эксперт, установление норматива обязательной отгрузки нефти на НПЗ вряд ли остановит подорожание бензина, хотя может его немного притормозить, что уже само по себе неплохо.
«Учитывая сложившуюся рыночную ситуацию, независимым нефтедобытчикам, не имеющим НПЗ, выгоднее экспортировать нефть. Введение норматива с большой вероятностью приведет к снижению рентабельности их деятельности»,
– говорит Роман Габбасов, руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG.
По итогам 2017 года доля нефти и конденсата, отправленная на переработку, превысила 50%. При таком соотношении очевидно, что на ВИНКи это не окажет никакого влияния.
«Цель инициативы – поддержка недозагруженных/малоэффективных НПЗ. Как результат НПЗ получат возможность осуществлять деятельность и, вероятно, проводить модернизацию за счет частичного снижения маржи независимых нефтедобытчиков. Нельзя исключать и дополнительные льготы по экспортной пошлине, направленные на компенсацию выпадающих доходов нефтедобытчиков», – отмечает Габбасов.
Кирилл Кукушкин, руководитель управления рейтингов корпоративного сектора НРА, также убежден, что реализация предложения негативно отразится на независимых нефтедобытчиках, продающих нефть исключительно на экспорт. Собственных НПЗ у них нет, а поставлять на экспорт выгоднее, нежели на переработку.
«У таких компаний зачастую законтрактован весь объем добычи на срок более года, они в основном работают с нефтетрейдерами и часто по предоплате. Какие-то компании имеют льготы по экспортной пошлине, и если введут норматив по направлению части сырья на российские НПЗ, то на сопоставимый объем снизится льгота.
Введение обязательного требования по поставкам нефти на НПЗ вынудит независимых производителей пересмотреть бизнес-планы и стратегии развития. Для компаний с высокой долговой нагрузкой подобная инициатива может поставить под вопрос дальнейшее существование бизнеса»,
– говорит Кукушкин.
Он отмечает, что в России достаточно нефтеперерабатывающих мощностей и независимые нефтедобытчики не видят стратегического смысла заниматься этим. В 2017 году в РФ было добыто 546,8 млн тонн нефти и газового конденсата, из них 279,9 млн тонн, или 51,2%, было переработано на российских нефтеперерабатывающих предприятиях. Последние 3 года, после достижения пика в 2014 году (288,9 млн тонн), объем нефтепереработки снижается. Проводимая модернизация НПЗ позволила в 2017 году на 2,1 п. п., до 81,3%, повысить глубину переработки нефти.
«Цель инициативы – наполнить внутренний рынок сырьем для переработки в автомобильное топливо. Искусственный избыток предложения будет давить на цену и снижать закупочную стоимость для НПЗ, которые должны будут транслировать экономию в цену топлива для конечного потребителя. Хотя они могут ее оставить и себе, подняв собственную рентабельность», – полагает Кукушкин.
Вместе с тем в рамках контроля ситуации на топливном рынке ФАС России обсуждает с рядом нефтяных компаний возможность полного прекращения экспорта бензина в связи с запланированными ремонтами на НПЗ.
«Сургутнефтегаз» уже выразил намерение до конца сентября перенаправить с экспорта на внутренний рынок дополнительные объемы бензина.
«Есть еще компании, с которыми мы проводим работу относительно полного прекращения экспортных поставок, несмотря на то, что экспортный рынок значительно премиальнее внутреннего. Поставлена задача не снижать бдительность с точки зрения контроля за ценовой ситуацией», – цитирует агентство «Прайм» начальника управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрия Махонина.
Ситуацию на топливном рынке обсуждали на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака, курирующего ТЭК.
«По данным ФАС и Минэнерго, маржа независимых АЗС сохраняется на приемлемом уровне. Несмотря на меняющуюся внешнюю макроэкономическую конъюнктуру и выбытие ряда НПЗ на ремонты, угроза давления этих факторов на розничные цены в настоящее время минимальна», – сообщил журналистам помощник вице-премьера Илья Джус.
Между тем после полуторамесячного перерыва биржевые цены на бензин вернулись к восходящему тренду. Пока нефтяники соблюдают условия соглашения с правительством РФ по сдерживанию розничных цен, но их потери продолжают расти и уже превышают 1 млрд рублей в сутки (по данным газеты «Коммерсант»).
В то же время в результате одновременного увеличения акцизов и НДС с 1 января 2019 года потенциал роста цены бензина составляет около 4,4 руб. за литр.
Мария Ромашкина