Терминал Far East Gas расположен в автономном районе Внутренняя Монголия на пограничном переходе Забайкальск – Маньчжурия. Финансирование российско-китайского проекта стоимостью около $70 млн осуществлялось на кредиты, предоставленные группой банков КНР.
Первая очередь Far East Gas мощностью 1,8 млн тонн в год рассчитана на ежегодную перевалку 800 тыс. тонн изобутана и н-бутана, 800 тыс. тонн пропана и смеси пропан-бутана технической (СПБТ), а также 200 тыс. тонн пропилена. После запуска второй очереди перевалочные мощности должны возрасти до 3 млн тонн в год. По словам Алтынова, терминал может работать со всеми видами транспорта, способными перевозить крупные партии продукции. Грузы будут поступать в вагонах-цистернах и танк-контейнерах и отгружаться в вагоны-цистерны и автоцистерны с дальнейшей доставкой потребителю.
Ввести объект в эксплуатацию планировалось к началу 2016 года, однако согласование проекта китайскими властями затянулось. В результате строительство началось в декабре 2015 года и было практически завершено в 2017-м. До последнего времени запуск терминала откладывался из-за отсутствия разрешения на его эксплуатацию со стороны корпорации «Китайские железные дороги».
Как сообщил Алтынов, в июне 2018 года в корпорацию были переданы все необходимые документы, включая согласованный план формирования подвижного состава между соответствующими службами Забайкальской и Харбинской железной дороги. Вопросы скорейшего запуска терминала в эксплуатацию будут обсуждаться в рамках 22-го заседания рабочей группы подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, которое пройдет 20-24 августа в Санкт-Петербурге. Ожидается, что по результатам заседания КЖД в самое ближайшее время будет выдано разрешение на организацию перевозок СУГ и пропилена по станции «Маньчжурия».
«Это позволит российским производителям укрепить позиции на рынке КНР», –отметил представитель «Авестры».
До сих пор экспорт СУГ из России в Китай сдерживался отсутствием обустроенных пограничных пунктов по перевалке этой продукции, что обусловлено разной шириной железнодорожной колеи в двух странах. По информации агентства Синьхуа, в 2017 году через КПП «Маньчжоули» («Маньчжурия»), крупнейший сухопутный пропускной пункт на китайско-российской границе, было поставлено немногим более 1700 тонн сжиженных углеводородных газов при ощутимой потребности Китая в росте импорта.
По данным Thomson Reuters, в 2017 году в России было произведено 16,1 млн тонн СУГ, из которых 6,1 млн тонн было экспортировано.