Налоговая система российской нефтяной отрасли нацелена на развитие исключительно вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Как отмечает Ольга Орлова, старший аналитик компании WMT Consult, по мнению государства, вертикально интегрированная нефтяная компания (ВИНК) является наиболее эффективной формой собственности в сфере пользования природными ресурсами. Поэтому налоговый маневр предоставляет льготы и преференции только для ВИНКов, не учитывая интересы самостоятельных НПЗ и малых нефтяных компаний.
«Мы не считаем, что это прямая «ликвидация» небольших участников рынка. Но это своеобразный «намек» от государства: если хотите продолжать работать, то либо ищите новые способы повышения эффективности, либо не мешайте ВИНКам и в разных формах присоединяйтесь к ним. Грубо говоря, продавайте активы»,
– говорит Орлова.
Напомним, что, например, обратный акциз на нефть смогут получить только те НПЗ, что соответствуют определенным критериям. Основным условием является выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10% от объема переработки нефти. Эти условия смогут выполнить только крупные компании, а многие мини-НПЗ потеряют маржу и фактически могут просто покинуть рынок.
«Если создается ситуация, когда самое выгодное – продавать нефть без переработки за границу, это означает, что обострится борьба за экспортные графики, которые курирует «Транснефть» и Минэнерго. Кто не сможет договориться, может продавать свои месторождения»,
– полагает Орлова.
По мнению Леонида Хазанова, промышленного эксперта, влияние налогового маневра на малые НПЗ в немалой степени будет зависеть от их технического состояния и глубины переработки нефти. Не секрет, что многие малые НПЗ представляют собой в буквальном смысле «самовары», ориентированные исключительно на выпуск мазута.
«Снижение вывозной пошлины на нефть при повышении НДПИ приведет к уменьшению рентабельности таких НПЗ. Налоговая нагрузка сместится с экспорта на внутренний рынок, лишив их существовавшей до сего момента «таможенной субсидии». Однако тогда повысится зависимость внутреннего рынка от волатильности мировых цен на нефть, поэтому предусматривается обратный акциз на нефть для НПЗ, производящих поставки внутри России. Он будет компенсировать часть разницы между экспортной и внутренней ценой, плюс к нему применят специальный коэффициент, учитывающий логистику. То есть чем дальше от рынка сбыта расположено предприятие, тем большую фискальную льготу оно получит», – комментирует Хазанов.
Как следствие, продолжает эксперт, НПЗ, работающие на интересы отечественного рынка и модернизирующие свои производства, получат субсидию примерно в том же объеме, что существовала раньше. А те, кто ставит на экспорт и обновлением мощностей заниматься не хочет, останутся без фискальной льготы. Именно они и могут покинуть рынок.
По словам Хазанова, на сегодняшний день доля малых компаний в структуре добычи нефти в России не превышает 5-6%, а в нефтепереработке и того меньше – 3-4%. Объясняется это процессами консолидации бизнеса, происходившими в российском ТЭК в последние 20 лет.
Поскольку не предусматривается льгот для малых компаний, налоговый маневр не может не отразиться на них.
На прошлой неделе Госдума приняла в окончательном третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до обнуления за шесть лет – с 2019 до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение 6 лет. Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ.
Мария Ромашкина