Posted 20 июля 2018, 07:59
Published 20 июля 2018, 07:59
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
В Казани власти утвердили порядок получения субсидий для транспортных предприятий на покупку автобусов на компримированном (сжатом) природном газе. Однако популярностью они не пользуются.
Деньги выделяют бюджеты Татарстана и Казани. Из региональной казны на приобретение автобуса среднего класса выделяют 2 млн руб., из муниципальной – 20 тыс. рублей. Для больших автобусов субсидия составляет 3 млн и 30 тыс. руб. соответственно. Федеральный бюджет ежегодно выделяет на субсидирование российских производителей и потребителей автобусов и коммунальной техники на газе по 3,5 млрд руб.
В Татарстане программа поддержки перехода на газомоторное топливо действует с 2013 года.
В 2013 году вышло постановление, согласно которому к 2020 году на газе должна работать половина российской городской техники и общественного транспорта в городах-миллионниках, к числу которых относится и Казань.
Как стало известно на годовом собрании акционеров ПАО «Газпром», в регионе насчитывается около 6000 работающих на таком топливе транспортных средств. До конца года регион обещает увеличить их число еще на 1000.
В Казани перевод общественного транспорта на газ буксует на протяжении многих лет.
В 2018 году на улицы города вышел автобус на компримированном природном газе, но далеко не в первый раз лишь в тестовом режиме.
Такую технику используют для массовых перевозок, но лишь во время массовых спортивных мероприятий: Универсиады-2013, Кубка конфедераций – 2017 и так далее. Автобусы на газе доставляли людей от перехватывающей станции метро на стадион «Казань Арена». Сообщалось, что во время Всемирных студенческих игр в 2013 году использовали 135 газовых автобусов, за 14 дней эксплуатации на топливе удалось сэкономить 1,8 млрд руб. Однако и после этого массового перевода городского транспорта на газ в столице Татарстана не последовало.
В 2015 году городские перевозчики отказались покупать 190 автобусов марки «НефАЗ» (их выпускает дочерняя компания татарстанского ПАО «КамАЗ») по причине их удорожания – из-за санкций подорожали импортные комплектующие. Несмотря на субсидии и скидки от предприятия, в Казани сочли автобусы слишком дорогими. Плюс казанские автотранспортные предприятия с главой комитета по транспорту исполкома Казани Айдаром Абдулхаковым упирали на то, что не развита сеть заправочных станций. По их словам, чтобы заправиться, автобусам на газе придется ехать за 30 км от автотранспортных предприятий. Впрочем, представители «КамАЗа» заявляли, что готовы поучаствовать в создании сети заправок, если казанские АТП купят определенную партию машин.
В Татарстане действуют 19 газовых заправок, значительная часть из которых находится в Казани. В феврале замдиректора филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Александр Карпов сообщил журналистам, что в Татарстане АГНКС загружены на 19%, а по Казани и того меньше – на 16%.
На сайте «НефАЗа» представлены 2 модели городских автобусов на природном компримированном газе, рассчитанные на 105/116 пассажиров. Стоимость одной модели составляет около 6 млн руб., другой – более 11 млн. Однако в реальности модельный ряд явно шире – в марте в Казани тестировали образец чуть меньшей вместимости.
В Казани на данный момент действуют порядка шести десятков автобусных маршрутов. Это самый популярный вид городского транспорта. В 2017 году автобусами пользовались более 74% пассажиров. Общий пассажиропоток за 2017 год превысил 257 млн человек.
В 2007 году город пережил масштабную транспортную реформу, кардинально изменилась маршрутная сеть.
Перевозить пассажиров начали красные автобусы большой вместимости. От «Газелей», ПАЗов и других маршруток малой вместимости город избавился. Первоначально на линии вышли китайские автобусы. Однако из-за невысокого качества они быстро приходили в негодность. Власти Казани начали покупать машины отечественного производства или из стран СНГ. На маршрутах стали работать более комфортные НефАЗы и МАЗы. Однако бюджет продолжает тратить деньги на обновление парка. Например, очередную сотню автобусов закупили в преддверии чемпионата мира по футболу.
Казань отстает в переходе к экологически чистому общественному транспорту даже среди городов Татарстана.
Так, еще в 2015 году в Набережных Челнах на маршруты вышли более 100 автобусов на газе. Всего их в городе около двух сотен. В Нижнекамске 50% всего автобусного парка – это машины на газомоторном топливе.
Татьяна Ренкова