Влияние налоговой нагрузки нефтяных компаний на топливный рынок очевидно: рост НДПИ – рост цен, обнуление экспортных пошлин – рост цен. Отрицательный и плавающий акцизы – снижение цен. Поэтому все возможные эффекты от введения в 2019 году новых акцизов необходимо рассматривать в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, который правительство планирует завершить к 2024 году.
Введение отрицательного акциза на нефть компенсирует заводам субсидию, которую они получали от государства в виде пониженной по сравнению с нефтью ставки экспортной пошлины на нефтепродукты. Так как пошлины на нефть и нефтепродукты будут обнулены к 2024 году, то субсидия исчезнет. Из-за обнуления пошлин вырастет внутренняя цена на нефть и, как следствие, на нефтепродукты.
Для того чтобы сдержать рост цен на нефтепродукты, был придуман плавающий акциз на бензин и дизель, который должен создать для нефтегазовых компаний условия, при которых продавать на внутреннем рынке было бы выгоднее, чем экспортировать.
Если рассматривать акцизы отдельно от налогового маневра, то и отрицательный акциз на нефть, и плавающий акциз на нефтепродукты в целом снизят налоговую нагрузку на компании. Исключение составит ситуация, когда экспортный нетбэк будет ниже условной внутренней цены (цена, которую государство хочет видеть на рынке), так как в этом случае компании будут вынуждены сами доплачивать государству.
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак оценивает дополнительные доходы бюджета от маневра в 1,3–1,6 трлн рублей в течение шести лет, однако неясно, учитывает ли эта сумма выплаты отрицательного и плавающего акцизов.
Примечание «НиК»: 18 июля Госдума приняла во втором чтении целый набор ключевых налоговых законопроектов, среди которых законопроекты о завершении налогового маневра в нефтегазовой отрасли, предусматривающие постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2024 году при одновременном повышении НДПИ. Во втором чтении в проекты добавили поправки, которые должны компенсировать крупным нефтеперерабатывающим заводам часть потерь.