В ходе собрания акционеров ПАО «Газпром» по итогам 2017 года, прошедшего в Санкт-Петербурге, топ-менеджеры компании традиционно сделали ряд заявлений, касающихся перспектив развития газовой отрасли России и всего углеводородного рынка.
Председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков указал на весьма удручающую перспективу нефтяного рынка, а именно на возможное истощение запасов «черного золота» в ближайшие 30 лет.
«Уже сейчас надо думать, что через несколько лет запасы нефти будут сходить на нет, а через 28-30 лет она вообще может закончиться», – подчеркнул Зубков.
По его словам, уже в недалеком будущем встанет проблема замены жидкого топлива на основе нефти, поэтому альтернативой станет газомоторное топливо, которое не только дешевле, но и в разы экологичнее.
При этом Виктор Зубков отметил, что существующих субсидий для компаний, занимающихся газомоторным топливом, недостаточно. На сегодня строительством газовых заправок занимается только «Газпром». К 2020 году компания построит 500 таких заправок.
Виктор Зубков акцентировал внимание на том, что на данный момент стоимость проезда одного километра на газе составляет 1 руб. Он отметил, что для выработки электричества для электромобилей необходимы газ или уголь, а газовое топливо – это уже готовый к использованию продукт.
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер более детально остановился на проблемах газификации регионов России. В частности, он отметил, что с 2005 года только 10 регионов смогли на 100% выполнить обязательства в рамках программы газификации.
«Населенные пункты, которые должны быть газифицированы в первую очередь, предлагает руководство регионов. Компания учитывала эти приоритеты», – рассказал Миллер.
Он добавил, что приоритет отдавался сельской газификации, которая за время реализации проекта стала шире в 1,7 раза. Приходится корректировать программы газификации по целому ряду регионов в сторону снижения. Причиной стало невыполнение обязательств.
Миллер уточнил, что компания строит газопровод к населенному пункту, а внутренние газопроводы – ответственность региональных властей. С 2005 года обязательства в рамках соглашения о синхронизации работ выполнили только 10 субъектов. Во всех других субъектах созданы мощности, которые не востребованы на 100%.
Для продолжения газификации есть потенциал в регионах за счет ликвидации отставания, то есть выполнения старых обязательств.
Касаясь экспортных перспектив российской газовой отрасли, Алексей Миллер не только сообщил о том, что в 2017 году поставки «Газпромом» природного газа в Европу достигли рекордных показателей (194,4 млрд м3), но и подчеркнул, что США никогда не догонят и не перегонят Россию в поставках газа на территорию Европы.
«Для Европы ключевыми являются вопросы качества и стоимости», – указал глава «Газпрома». Он уточнил, что Соединенные Штаты не смогут конкурировать с Россией по той причине, что стоимость трубопроводного газа всегда будет ниже, так как российские центры добычи расположены гораздо ближе, чем Северная Америка.
Говоря о развитии проекта «Турецкий поток», Миллер сообщил, что газ по второй нитке этого газопровода может пойти через газотранспортную систему Болгарии, Сербии и Венгрии.
«В Болгарии, Сербии и Венгрии приняты решения о развитии национальных газотранспортных сетей. Соответственно, Болгария приняла решение о развитии болгарской газотранспортной сети. И это зона ответственности болгарского газотранспортного оператора и болгарского регулятора», – рассказал глава «Газпрома».
«Здесь надо отметить, что эти решения, они приняты строго в соответствии с действующим европейским энергетическим законодательством. Поэтому газ по «Турецкому потоку» в начале 2020 года, после того, как газопровод будет выведен на проектную мощность, может пойти через газотранспортную систему Болгарии, Сербии и Венгрии»,
– добавил Миллер.
Он также заявил, что «Газпром» не отказывается и от проекта по строительству «Южного потока», хотя компания и понесла из-за него финансовые потери.
«Ранее проект остановила Болгария и мы понесли финансовые потери, компания до сих пор находится в арбитражных разбирательствах», – рассказал Миллер.
Он добавил, что не хочет повторения этой ситуации. По его словам, если и возможно строительство такого трубопровода, то необходимы твердые 100%-ные гарантии Европейской комиссии.
Екатерина Вадимова