Как и предсказывали аналитики «НиК», в связи с постоянным ростом налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающий бизнес и «ручным» управлением розничными ценами на бензин, в России началось банкротство независимых АЗС. И если на европейской территории страны этот процесс не очень заметен из-за конкуренции среди автозаправочных станций, то на Дальнем Востоке он может спровоцировать большие инфраструктурные проблемы и рост социальной напряженности.
Пока ни у кого нет готового решения проблемы топливного рынка России, поскольку налоговый маневр, одобренный правительством РФ, предполагает отмену экспортной пошлины к 2024 году и рост ставки акцизов уже в 2019-м до 12,3 тысячи рублей за тонну бензина. Регулировать топливные цены предполагается с помощью введения механизма отрицательного акциза, так как стоимость «черного золота» для внутренней нефтепереработки после введения маневра существенно вырастет. Однако такая мера может лишь сдержать цены – увеличить маржинальность нефтеперерабатывающих заводов при нулевой экспортной пошлине не получится.
Представители нефтяных компаний пессимистично смотрят на будущее развитие сектора нефтепереработки. В частности, по мнению менеджмента «Роснефти», предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 году экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза. В компании также считают, что текущая налоговая нагрузка является причиной убыточности нефтепереработки для внутреннего рынка:
«Потери нефтепереработчиков достигают 3 тыс. рублей на тонну дизельного топлива и 7 тыс. рублей на тонну бензина АИ-92»,
– сообщает «Роснефть».
В кабинете министров стараются оградить себя от возможных форс-мажорных ситуаций с ростом цен на бензин. Поэтому в качестве заградительной меры был одобрен ввод экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае острой необходимости. Однако подобные предложения по стабилизации внутреннего рынка при налоговом маневре, к сожалению, вызывают больше вопросов, чем ответов, поскольку уже сейчас, до обнуления экспортной пошлины, правительству приходится в ручном режиме сдерживать цены.
Особенно остро проблемы российской нефтепереработки и топливного рынка проявляют себя в регионах со слабым развитием инфраструктуры, например на Дальнем Востоке. Топливо туда доставляется в основном с двух крупных нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске.
Комсомольский НПЗ является частью вертикально интегрированной структуры «Роснефти». Завод специализируется на выпуске высококачественного моторного топлива и авиакеросина. По итогам 2017 года на нем было переработано 6,4 млн тонн нефти, что на 5% выше показателей 2016 года. Выход светлых нефтепродуктов составил около 64%. Кроме того, объекты, введенные в эксплуатацию в рамках программы модернизации, позволили предприятию начать выпускать новые виды продукции, такие, например, как дизельное топливо для регионов Крайнего Севера, которое отличается улучшенными низкотемпературными свойствами («арктическое» дизельное топливо до –50 ̊ С, «зимнее класса 3» до –38 ̊ С). Новый вид топлива соответствует высшему экологическому стандарту Евро-5 и востребован на рынке дальневосточного региона.
В настоящее время на Комсомольском НПЗ ведется строительство комплекса гидрокрекинга. После ввода этого объекта в эксплуатацию глубина переработки на предприятии достигнет 92%. «Для обеспечения растущего спроса на нефтепродукты на Дальнем Востоке компания активно инвестирует в развитие нефтеперерабатывающих мощностей. Это востребовано рынком, так как сегодня таких мощностей в регионе недостаточно и примерно половина потребляемых в нем нефтепродуктов завозится из других регионов страны.
«Роснефть» на Дальнем Востоке создала более 60% расположенных в регионе нефтеперерабатывающих мощностей»,
– заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин в ходе визита на предприятие в марте 2018 года.
Второй НПЗ региона – Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Он является ключевым активом группы компаний «Независимая нефтегазовая компания» (ННК). Продукция завода реализуется сбытовыми предприятиями потребителям Хабаровского, Приморского и Камчатского краев, Амурской, Магаданской областей и Бурятии. Инвестиции в его модернизацию, завершенную в 2014 году, составили $3 млрд. Это позволило увеличить мощность переработки, перейти к производству топлива класса Евро-5 и снизить нагрузку на окружающую среду, в том числе благодаря присоединению завода к нефтепроводу ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий Океан). Текущая мощность переработки Хабаровского НПЗ составляет 5 млн тонн нефти. В планах – расширить мощность завода до 10 млн тонн, увеличив выход светлых нефтепродуктов.
Заметим, что в настоящее время поставки нефтепродуктов на внутренний рынок группой компаний ННК составляют 100%. Поэтому Хабаровскому НПЗ уже сейчас в полной мере приходится ощущать на себе все «прелести» налогового маневра, цель которого – сделать экспорт нефти более выгодным, чем внутреннюю нефтепереработку.
Как компании возвращать несколько миллиардов долларов, потраченных на реконструкцию завода, никого не интересует. Не говоря уже о том, что для насыщения дальневосточного рынка требуется увеличение мощностей по производству топлива.
Отметим, что около 50% рынка горюче-смазочных материалов Дальнего Востока занимают независимые нефтетрейдеры. Сейчас они поставлены на грань разорения, поскольку при заморозке правительством розничных цен и сохранении рыночных на оптовом рынке независимые вынуждены продавать топливо практически себе в убыток. В этой ситуации многие АЗС, особенно в отдаленных районах, могут скоро закрыться. Причем если в центральных регионах их место займут конкуренты, то в условиях труднодоступных территорий этого не происходит. Населенные пункты просто остаются без ГСМ.
Представители независимых АЗС России уже предложили государству компенсировать их убытки, а также учитывать их позицию при регулировании в сфере ТЭК.
Можно также предположить, что для сохранения дальневосточного рынка нефтепродуктов правительство должно будет предпринять какие-то специальные меры, которые позволили бы развивать в регионе как нефтеперерабатывающие мощности, так и рынок сбыта. Эксперты же справедливо замечают, что у отрасли накопилось очень много вопросов к регуляторам.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов в интервью «НиК» выделил ключевые факторы, которые привели к тяжелой ситуации для независимых АЗС на Дальнем Востоке:
«Первый фактор – географический. Это отдаленный регион с неразвитой инфраструктурой. На Дальнем Востоке работают два крупных НПЗ: Комсомольский и Хабаровский. А ближайшие НПЗ расположены в Омске и Ачинске, и завозить нефтепродукты оттуда было невыгодно, хотя, например, сейчас цены на Омском НПЗ уже конкурентоспособны.
Второй фактор – это заморозка розничных цен. При этом оптовые цены остались в рамках рыночных тенденций. Данное решение мы расцениваем как картельный сговор, оператором которого выступило правительство РФ. Причем решение привело к катастрофическим последствиям. Экономика независимых топливных компаний оказалась за гранью рентабельности и целесообразности». К слову, представители ВИНК утверждают, что их сбытовой бизнес при текущих параметрах также на грани рентабельности.
По мнению Баженова, к регулятору отрасли накопилось много вопросов: «Искусственно была создана ситуация, когда розничные цены перевели в формат ручного управления, а оптовые цены остались на рыночных началах. Как результат – полная разбалансировка, превышение оптовых цен над розничными», – заявил эксперт.
Он уверен, что снижение акцизов на 3 тыс. за тонну для бензина и на 2 тыс. на тонну дизельного топлива недостаточно:
«Если мы хотим привести рынок в порядок, нам нужна комплексная реформа. А сейчас ситуация копится. Независимые АЗС терпят большие убытки, их владельцы берут кредиты, чтобы выплатить зарплаты. У них нет механизмов, как у ВИНК, покрывать свои затраты за счет других сегментов бизнеса.
Поглощать такие АЗС никому особенно не интересно. ВИНКи туда не пойдут: это заправки в отдаленных населенных пунктах, а не на проходных трассах. Ситуация тяжелая повсеместно. Особенно тяжело на Дальнем Востоке, в Сибири и Калининградской области», – рассказал президент Независимого топливного союза.
Аналитик RaiffeisenBank Андрей Полищук считает, что в ближайшее время ситуация на топливном рынке должна стабилизироваться, поскольку принято решение о понижении акцизов с первого июля. По его словам, оптовый рынок формируется на основе альтернативы экспорта: «Оптовый рынок более-менее справедлив. Он зависит от цен на нефть на внешнем рынке, транспортных расходов и экспортных пошлин», – отметил аналитик в интервью «НиК».
Он пояснил, что рост оптовых цен лишь постепенно перекладывается на конечные цены АЗС из-за контроля со стороны ФАС: «Если происходит резкий рост цен на АЗС, то у ФАС сразу возникают вопросы. Из-за этого, например, «Роснефть» не может резко поднять цены на своих АЗС. Но часть своих затрат компания компенсирует через оптовые цены и другие сегменты бизнеса. Независимые АЗС вынуждены покупать нефтепродукты по высоким рыночным оптовым ценам, но они не могут поставить цены на нефтепродукты на своих АЗС выше, чем у крупных компаний. Кроме того, интегрированные компании имеют возможность компенсировать низкую или отрицательную рентабельность сектора downstream за счет сегмента upstream. А у независимых такой возможности нет», – заметил Андрей Полищук.
При этом аналитик уверен, что закрываться независимые АЗС не должны, они скорее могут быть выставлены на продажу.
Старший аналитик по нефтегазовому сектору ИК АТОН Александр Корнилов заметил, что причины превышения оптовых цен на нефтепродукты над розничными абсолютно осязаемы, давление в розничном сегменте накапливалось годами: «Свою роль здесь сыграли большой налоговый маневр, который сократил маржу переработки, восстановление цен на нефть, а также бюджетное правило, в результате чего рубль не укрепился на фоне роста нефтяных цен. Как следствие, произошел диспаритет внутренних и экспортных цен. Чтобы компенсировать внутренние цены, нефтяные компании начали повышать цены на оптовом рынке. Кроме того, на весенний период приходятся основные ремонты на российских НПЗ. Произошли недопоставки нефтепродуктов», – заявил аналитик в интервью «НиК».
По его мнению, пока не ясно, как будет разрешаться эта ситуация: «Сейчас принято решение о снижении акцизов. Далее одна из мер, которая обсуждается, – это плавающий акциз, привязанный к курсу рубля и ценообразованию на нефтяном рынке. Но одновременно идет дискуссия вокруг налогового маневра, подразумевающего обнуление экспортной пошлины. Если такое решение будет принято, это усилит давление на сектор нефтепереработки», – пояснил Корнилов.
Он также уверен, что для ВИНК существует возможность маневра – компенсировать часть потерь в downstream за счет upstream:
«Как правило, ВИНКи не покупают нефть на внутреннем рынке, а перерабатывают то, что добыли. У ННК ситуация иная. Компания нефтедефицитна.
Переработка выше, чем добыча нефти. Это серьезно ограничивает ее возможности. А в перспективе 2024 года, если будет обнулена экспортная пошлина, неизбежный рост внутренних цен на нефть может негативно сказаться на финансовых показателях компании», – считает аналитик ИК АТОН.
Екатерина Вадимова