Налоговый маневр против топливного рынка: первые жертвы на Дальнем Востоке

27 июня 2018, 18:37
Компенсировать выпадающие доходы за счет добычи нефти могут не все дальневосточные нефтепереработчики

Как и предсказывали аналитики «НиК», в связи с постоянным ростом налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающий бизнес и «ручным» управлением розничными ценами на бензин, в России началось банкротство независимых АЗС. И если на европейской территории страны этот процесс не очень заметен из-за конкуренции среди автозаправочных станций, то на Дальнем Востоке он может спровоцировать большие инфраструктурные проблемы и рост социальной напряженности.

Пока ни у кого нет готового решения проблемы топливного рынка России, поскольку налоговый маневр, одобренный правительством РФ, предполагает отмену экспортной пошлины к 2024 году и рост ставки акцизов уже в 2019-м до 12,3 тысячи рублей за тонну бензина. Регулировать топливные цены предполагается с помощью введения механизма отрицательного акциза, так как стоимость «черного золота» для внутренней нефтепереработки после введения маневра существенно вырастет. Однако такая мера может лишь сдержать цены – увеличить маржинальность нефтеперерабатывающих заводов при нулевой экспортной пошлине не получится.

Цены вырастут в 1,5 раза

Представители нефтяных компаний пессимистично смотрят на будущее развитие сектора нефтепереработки. В частности, по мнению менеджмента «Роснефти», предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 году экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза. В компании также считают, что текущая налоговая нагрузка является причиной убыточности нефтепереработки для внутреннего рынка:

«Потери нефтепереработчиков достигают 3 тыс. рублей на тонну дизельного топлива и 7 тыс. рублей на тонну бензина АИ-92»,

– сообщает «Роснефть».

В кабинете министров стараются оградить себя от возможных форс-мажорных ситуаций с ростом цен на бензин. Поэтому в качестве заградительной меры был одобрен ввод экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае острой необходимости. Однако подобные предложения по стабилизации внутреннего рынка при налоговом маневре, к сожалению, вызывают больше вопросов, чем ответов, поскольку уже сейчас, до обнуления экспортной пошлины, правительству приходится в ручном режиме сдерживать цены.

Особенно остро проблемы российской нефтепереработки и топливного рынка проявляют себя в регионах со слабым развитием инфраструктуры, например на Дальнем Востоке. Топливо туда доставляется в основном с двух крупных нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске.

Комсомольский НПЗ является частью вертикально интегрированной структуры «Роснефти». Завод специализируется на выпуске высококачественного моторного топлива и авиакеросина. По итогам 2017 года на нем было переработано 6,4 млн тонн нефти, что на 5% выше показателей 2016 года. Выход светлых нефтепродуктов составил около 64%. Кроме того, объекты, введенные в эксплуатацию в рамках программы модернизации, позволили предприятию начать выпускать новые виды продукции, такие, например, как дизельное топливо для регионов Крайнего Севера, которое отличается улучшенными низкотемпературными свойствами («арктическое» дизельное топливо до 50 ̊ С, «зимнее класса 3» до 38 ̊ С). Новый вид топлива соответствует высшему экологическому стандарту Евро-5 и востребован на рынке дальневосточного региона.

В настоящее время на Комсомольском НПЗ ведется строительство комплекса гидрокрекинга. После ввода этого объекта в эксплуатацию глубина переработки на предприятии достигнет 92%. «Для обеспечения растущего спроса на нефтепродукты на Дальнем Востоке компания активно инвестирует в развитие нефтеперерабатывающих мощностей. Это востребовано рынком, так как сегодня таких мощностей в регионе недостаточно и примерно половина потребляемых в нем нефтепродуктов завозится из других регионов страны.

«Роснефть» на Дальнем Востоке создала более 60% расположенных в регионе нефтеперерабатывающих мощностей»,

– заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин в ходе визита на предприятие в марте 2018 года.

Второй НПЗ региона Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Он является ключевым активом группы компаний «Независимая нефтегазовая компания» (ННК). Продукция завода реализуется сбытовыми предприятиями потребителям Хабаровского, Приморского и Камчатского краев, Амурской, Магаданской областей и Бурятии. Инвестиции в его модернизацию, завершенную в 2014 году, составили $3 млрд. Это позволило увеличить мощность переработки, перейти к производству топлива класса Евро-5 и снизить нагрузку на окружающую среду, в том числе благодаря присоединению завода к нефтепроводу ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий Океан). Текущая мощность переработки Хабаровского НПЗ составляет 5 млн тонн нефти. В планах расширить мощность завода до 10 млн тонн, увеличив выход светлых нефтепродуктов.

Заметим, что в настоящее время поставки нефтепродуктов на внутренний рынок группой компаний ННК составляют 100%. Поэтому Хабаровскому НПЗ уже сейчас в полной мере приходится ощущать на себе все «прелести» налогового маневра, цель которого – сделать экспорт нефти более выгодным, чем внутреннюю нефтепереработку.

Как компании возвращать несколько миллиардов долларов, потраченных на реконструкцию завода, никого не интересует. Не говоря уже о том, что для насыщения дальневосточного рынка требуется увеличение мощностей по производству топлива.

Отметим, что около 50% рынка горюче-смазочных материалов Дальнего Востока занимают независимые нефтетрейдеры. Сейчас они поставлены на грань разорения, поскольку при заморозке правительством розничных цен и сохранении рыночных на оптовом рынке независимые вынуждены продавать топливо практически себе в убыток. В этой ситуации многие АЗС, особенно в отдаленных районах, могут скоро закрыться. Причем если в центральных регионах их место займут конкуренты, то в условиях труднодоступных территорий этого не происходит. Населенные пункты просто остаются без ГСМ.

Представители независимых АЗС России уже предложили государству компенсировать их убытки, а также учитывать их позицию при регулировании в сфере ТЭК.

Можно также предположить, что для сохранения дальневосточного рынка нефтепродуктов правительство должно будет предпринять какие-то специальные меры, которые позволили бы развивать в регионе как нефтеперерабатывающие мощности, так и рынок сбыта. Эксперты же справедливо замечают, что у отрасли накопилось очень много вопросов к регуляторам.

Полная разбалансировка рынка

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов в интервью «НиК» выделил ключевые факторы, которые привели к тяжелой ситуации для независимых АЗС на Дальнем Востоке:

«Первый фактор – географический. Это отдаленный регион с неразвитой инфраструктурой. На Дальнем Востоке работают два крупных НПЗ: Комсомольский и Хабаровский. А ближайшие НПЗ расположены в Омске и Ачинске, и завозить нефтепродукты оттуда было невыгодно, хотя, например, сейчас цены на Омском НПЗ уже конкурентоспособны.

Второй фактор – это заморозка розничных цен. При этом оптовые цены остались в рамках рыночных тенденций. Данное решение мы расцениваем как картельный сговор, оператором которого выступило правительство РФ. Причем решение привело к катастрофическим последствиям. Экономика независимых топливных компаний оказалась за гранью рентабельности и целесообразности». К слову, представители ВИНК утверждают, что их сбытовой бизнес при текущих параметрах также на грани рентабельности.

По мнению Баженова, к регулятору отрасли накопилось много вопросов: «Искусственно была создана ситуация, когда розничные цены перевели в формат ручного управления, а оптовые цены остались на рыночных началах. Как результат – полная разбалансировка, превышение оптовых цен над розничными», – заявил эксперт.

Он уверен, что снижение акцизов на 3 тыс. за тонну для бензина и на 2 тыс. на тонну дизельного топлива недостаточно:

«Если мы хотим привести рынок в порядок, нам нужна комплексная реформа. А сейчас ситуация копится. Независимые АЗС терпят большие убытки, их владельцы берут кредиты, чтобы выплатить зарплаты. У них нет механизмов, как у ВИНК, покрывать свои затраты за счет других сегментов бизнеса.

Поглощать такие АЗС никому особенно не интересно. ВИНКи туда не пойдут: это заправки в отдаленных населенных пунктах, а не на проходных трассах. Ситуация тяжелая повсеместно. Особенно тяжело на Дальнем Востоке, в Сибири и Калининградской области», – рассказал президент Независимого топливного союза.

Независимые АЗС ждет продажа

Аналитик RaiffeisenBank Андрей Полищук считает, что в ближайшее время ситуация на топливном рынке должна стабилизироваться, поскольку принято решение о понижении акцизов с первого июля. По его словам, оптовый рынок формируется на основе альтернативы экспорта: «Оптовый рынок более-менее справедлив. Он зависит от цен на нефть на внешнем рынке, транспортных расходов и экспортных пошлин», – отметил аналитик в интервью «НиК».

Он пояснил, что рост оптовых цен лишь постепенно перекладывается на конечные цены АЗС из-за контроля со стороны ФАС: «Если происходит резкий рост цен на АЗС, то у ФАС сразу возникают вопросы. Из-за этого, например, «Роснефть» не может резко поднять цены на своих АЗС. Но часть своих затрат компания компенсирует через оптовые цены и другие сегменты бизнеса. Независимые АЗС вынуждены покупать нефтепродукты по высоким рыночным оптовым ценам, но они не могут поставить цены на нефтепродукты на своих АЗС выше, чем у крупных компаний. Кроме того, интегрированные компании имеют возможность компенсировать низкую или отрицательную рентабельность сектора downstream за счет сегмента upstream. А у независимых такой возможности нет», – заметил Андрей Полищук.

При этом аналитик уверен, что закрываться независимые АЗС не должны, они скорее могут быть выставлены на продажу.

Давление в розничном сегменте накапливалось годами

Старший аналитик по нефтегазовому сектору ИК АТОН Александр Корнилов заметил, что причины превышения оптовых цен на нефтепродукты над розничными абсолютно осязаемы, давление в розничном сегменте накапливалось годами: «Свою роль здесь сыграли большой налоговый маневр, который сократил маржу переработки, восстановление цен на нефть, а также бюджетное правило, в результате чего рубль не укрепился на фоне роста нефтяных цен. Как следствие, произошел диспаритет внутренних и экспортных цен. Чтобы компенсировать внутренние цены, нефтяные компании начали повышать цены на оптовом рынке. Кроме того, на весенний период приходятся основные ремонты на российских НПЗ. Произошли недопоставки нефтепродуктов», – заявил аналитик в интервью «НиК».

По его мнению, пока не ясно, как будет разрешаться эта ситуация: «Сейчас принято решение о снижении акцизов. Далее одна из мер, которая обсуждается, – это плавающий акциз, привязанный к курсу рубля и ценообразованию на нефтяном рынке. Но одновременно идет дискуссия вокруг налогового маневра, подразумевающего обнуление экспортной пошлины. Если такое решение будет принято, это усилит давление на сектор нефтепереработки», – пояснил Корнилов.

Он также уверен, что для ВИНК существует возможность маневра – компенсировать часть потерь в downstream за счет upstream:

«Как правило, ВИНКи не покупают нефть на внутреннем рынке, а перерабатывают то, что добыли. У ННК ситуация иная. Компания нефтедефицитна.

Переработка выше, чем добыча нефти. Это серьезно ограничивает ее возможности. А в перспективе 2024 года, если будет обнулена экспортная пошлина, неизбежный рост внутренних цен на нефть может негативно сказаться на финансовых показателях компании», – считает аналитик ИК АТОН.

Екатерина Вадимова

#Цены на бензин и дизельное топливо #Роснефть #Цены на бензин #Аналитика #Цены на топливо #Дальний Восток #Комсомольский НПЗ
Подпишитесь