В громком новостном ряду прошедшего недавно Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018) не все заметили мероприятие Форума, посвященное «Северному потоку – 2». А оно примечательно тем, что против газопровода, у которого и так хватает противников, открылся новый фронт действий. Причем со стороны, откуда бед не ожидали – с российской.
Контрастом к проходившему конкретному разговору о проблемах газопровода прозвучала реплика представителя российского отделения Всемирного Фонда дикой природы (WWF) Алексея Книжникова, который сразу обозначил себя как представителя всей экологической общественности России и выдвинул условие согласия Фонда на этот проект: изменение маршрута газопровода. Сотрудник WWF пояснил причину такой обеспокоенности: трасса затрагивает территорию Кургальского заказника, который, по его словам, «мы создали».
Такого резкого «наезда» не ожидал никто, и в итоге самому Маттиасу Варнигу, исполнительному директору «Северного потока – 2», пришлось долго пояснять про внимание, уделяемое проектом экологической проблематике, в т.ч. мнению профильной общественности. И такая позиция была бы понятна, если бы перед ним действительно был представитель российской общественности.
Но г-н Книжников представляет совершенно другую структуру, к интересам нашей страны отношения не имеющую. WWF, созданный на деньги Рокфеллеров, а позже и других западных спонсоров, изначально планировался как структура политического влияния. Финансово его российское отделение почти полностью зависит от западных вливаний – без них оно не протянет и двух месяцев. Поэтому попытки отечественного WWF выступать от имени экологов России – это очевидный фейк, транслируемый городу и миру и ставший, похоже, фирменным стилем этой организации.
Другим фейком, вылетевшим дуплетом с первым, стали слова о причастности WWF к созданию Кургальского заказника.
Всякий, кому не лень проверить, может убедиться, что этот заказник создан решением Леноблисполкома в 1975 году, когда никаким WWF в нашей стране близко не пахло.
Сеанс разоблачения можно и продолжить, но в наш циничный век интереснее говорить о финансовых мотивах любых поступков. И их в данном случае проследить нетрудно: почти половина бюджета «WWF Россия» формируется грантами, идущими от отделений WWF других стран: Германии, Швеции, Великобритании и т.д. И тут мы сразу наталкиваемся на другую скандальную акцию другого отделения WWF – германского, который в январе потребовал отмены решений о строительстве «Северного потока – 2» от формировавшейся тогда в ФРГ правительственной коалиции.
Мотивировался протест тем, что проект якобы вреден для экосистемы Балтийского моря, а также вбивает клин в солидарность внутри ЕС. И если по первому вопросу возможна дискуссия, то второй просто вызывает недоумение: где экология и где европейская солидарность?
Организация, называющая себя экологической, собралась рулить внешней политикой Евросоюза?
Похоже, что так, причем игра идет не только против России, но и против Германии. Иначе как объяснить другое требование: отказа Германии от любых ролей в регулировании проекта и передачи всех полномочий Еврокомиссии, включая мандат на переговоры по «Северному потоку— 2»? Германии предлагается отказаться от последних остатков суверенитета. В WWF, видимо, считают, что в Брюсселе лучше понимают в германских экономических интересах, чем в Берлине. Подобная логика вполне в духе WWF, для которой как наднациональной структуры суверенитет стран – понятие нежелательное. И для страновых отделений WWF – и в России, и в Германии – не стоит вопрос о том, чьи интересы защищать: своей страны или глобальных кураторов из штаб-квартиры. Этот выбор давно сделан.
Что же касается стиля самого заявления германского WWF, то без фейков не обошлось и тут. Казалось бы, зачем упоминать в обращении WWF о якобы имеющейся в Парижском соглашении цели об отказе к 2050 г. от ископаемого топлива? Такой цели в Соглашении нет, неужели привычка к фейку так неудержима? И WWF «подставляется», демонстрируя отсутствие элементарной компетенции в вопросах, которые считает для себя профильными.
И если уж апеллировать к климатическим аргументам, то почему не озвучены альтернативы «Северному потоку – 2»?
Не потому ли, что альтернативой проекту является изношенная украинская ГТС, утечки из которой действительно стали серьезной экологической проблемой? Но об этом хранится молчание, так же как и по поводу СПГ из-за океана, «углеродный след» которого намного больше, чем у газа СП-2. Молчат голосистые сотрудники WWF и о проблемах с норвежскими подводными трубопроводами, и о разрушительной для здоровья людей продукции своих спонсоров – «Кока-колы» – и о многом другом. Не исключено, что обилие фейковых вбросов – признак заказа тех, для кого реальная политика в последнее время заменилась фейковыми сюжетами в СМИ. Или кто-то просто глянул на недавние действия заморских патронов и решил: «значит, и нам можно»? Грустно только, что подобный стиль персонажей крыловских басен внедряется в дискурс по такой серьезной проблеме, как «Северный поток – 2», пытаясь подменить серьезное обсуждение вопросов.