Ручное регулирование не способно решить системные проблемы топливного рынка – Александр Шкурин

14 июня 2018, 12:52
А с учетом планов Минфина оно будет необходимо до 2024 года

Шаги, предпринимаемые правительством и регулятором рынка, при необходимом контроле способны стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Однако это лишь «ручное регулирование», которое не может решить системные проблемы, возникшие в отрасли, считает руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES Александр Шкурин.

«А с учетом последних планов Минфина ручное регулирование понадобится нам еще долго и уж точно до 2024 года», – сказал он в интервью «НиК».

Системный подход предполагает создание четких и прозрачных правил функционирования рынка – от добычи до пистолета на АЗС. Между тем акцизная политика последних лет показывает отсутствие понимания ценообразования на рынке.

«Если еще 3 года назад мы говорили о субсидировании внутреннего рынка, т. е. акциз был ниже, чем суммарные транспортные издержки при экспорте нефтепродуктов, то сейчас наблюдается обратная картина – акциз в разы превышает затраты на экспорт. В 2015 году акциз на бензин составлял 5530 руб./т, а сейчас – 11213 руб./т при сокращении общих «экспортных затрат». Таким образом, даже с учетом растущей нефти и удержания рубля замораживание акциза на уровне 2015 года привело бы к сокращению оптовых цен в среднем на 15%», – отметил Шкурин.

Удивляет то, продолжил аналитик, что каждый принятый законодательный акт о повышении акцизов сопровождался пояснительными записками со стороны соответствующих комитетов, где всегда отмечалось, что повышение акцизов приведет к росту розничных цен: «Но как только цены вырастали, все начинали искать виновного – то это нефть, то экспорт и т. д. И это наблюдается каждый год начиная с 2011 года. Как известно, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. Но у нас это уже похоже на трагикомедию (еще мягко сказано)».

К независимой рознице тоже есть вопросы, и не только по качеству топлива, подчеркивает представитель Thomson Reuters. Очень мало независимых игроков, работающих в новых реалиях на качественно новом уровне и способных диверсифицировать свои продажи – от топлив до «незамерзаек» и пирожков, – тех, кто оказывает полный спектр услуг и тем самым увеличивает долю сопутствующих товаров в чеке.

«Мало кто строит свои емкостные парки и участвует в закупках на бирже, кто пытается нивелировать сезонные колебания», – отмечает Шкурин.

#Рынки #Цены на бензин и дизельное топливо #Налогообложение нефтегазовой отрасли #Цены на бензин #Акцизы #Цены на топливо #Рынок топлива
Подпишитесь