Posted 4 июня 2018, 11:04

Published 4 июня 2018, 11:04

Modified 16 августа 2022, 21:50

Updated 16 августа 2022, 21:50

Конкуренции в электроэнергетике – быть

4 июня 2018, 11:04
Недостаточное развитие конкурентной среды в отрасли существенно влияет на условия энергоснабжения конечных потребителей

Конкурентная среда является обязательным условием перехода отрасли от индустриальной модели развития к модели, соответствующей актуальным тенденциям в экономике. Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный считает, что недостаточное развитие конкурентной среды в отрасли существенно влияет на условия энергоснабжения конечных потребителей. Поэтому среди первоочередных задач депутат выделяет развитие конкуренции в рознице, снижение перекрестного субсидирования, возврат крупного потребителя в распределительные сети. Однако решение этих задач возможно лишь при насыщении розничных рынков электроэнергией.

«Этому будет способствовать, в том числе, свободный доступ на розничные рынки малой и распределенной генерации, а также снятие запрета продажи электроэнергии сетевыми компаниями с ограничением доли рынка»,

– полагает эксперт.

Между тем, в Министерстве энергетики РФ полагают, что конкуренция в генерации достаточно развита, несмотря достаточно зарегулированный оптовый рынок электроэнергетики. Лучшее тому подтверждение – цена электричества на оптовом рынке в первой ценовой зоне практически не меняется и не растет уже три года.

В свою очередь ФАС обращается к Национальному плану развития конкуренции, который не так давно утвержден Указом Президента РФ и в котором электроэнергетика обозначена в качестве одного из приоритетов.

Отрасли необходим переход от естественномонопольной деятельности к конкурентной везде, где это оправданно. Доля частных компаний во всех секторах должна увеличиваться, а тарифообразование – быть стабильным и долгосрочным.

По мнению ФАС, необходимо законодательно закрепить норму, запрещающую влияния на цену нерыночными механизмами. Кроме того, важно в течение 2018 г. принять закон, закрепляющий статус и роль потребителя в процедурах разработки инвестиционных программ компаний отрасли и утверждении тарифов на электроэнергию.

В Минэкономразвития РФ выделяют два основных сегмента, наиболее значимых для развития конкуренции в электроэнергетике. Во-первых, это условия доступа на оптовый рынок для различных потребителей (сегодня они не просто неравные, а фактически запретительные для некоторых потребителей) и различия в требованиях практически по всем направлениям по отношению к гарантирующим поставщикам и другим сбытовым компаниям. В комплексе это лишает потребителей альтернативы и приводит к необоснованному росту цен на электроэнергию.

Второй сегмент – рынок мощности. Сегодня он не дает актуальных ценовых сигналов. Исправить ситуацию может актуализация зон свободного перетока и возврат к предыдущей модели конкурентного отбора мощности (КОМ).

В свою очередь, Сергей Есяков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, отмечает важность развития малой и распределенной энергетики. Это соответствует основным мировым тенденциям развития отрасли. Фактически, потребитель уже сегодня демонстрирует заинтересованность в ней, уходя от не устраивающего его централизованного энергообеспечения в собственную генерацию.

«Но, к сожалению, четкого понимания, признания центральной роли потребителя в развитии электроэнергетики на данный момент нет», – убежден Есяков.

Взгляд с другой стороны

Итак, реформа электроэнергетики проведена. Разделено сетевое управление – государство и генерация – «частная» и с государственным участием. Рынок электроэнергии действует: цены по регионам сформированы, торговые процедуры идут. Но что же мешает развитию отрасли через конкуренцию?

Как отмечают эксперты, основное – это, конечно, большой слой дополнительных платежей, «налогов», которые выплачивает конечный потребитель по сравнению с себестоимостью электроэнергии у «генераторов». Здесь и сетевые надбавки и ДПМ-1, и идущий за ним ДПМ-2. Сложно спорить о целесообразности данных надбавок, не все «генераторы» их поддерживают, но то, что их должен быть минимум – это однозначно.

«Основа развития на ближайшие годы, при отсутствии дефицита электроэнергии – малая и распределенная генерация. Это реальный резерв развития, рынок, на который могут выходить уже не только энергогиганты, но и более «мелкие» инвесторы. Гигантским тормозом является запрет продажи электроэнергии напрямую потребителю, без сетевых сборов. Эта дельта, которая дает удорожание электроэнергии чуть ли в разы, заставляя потребителей создавать свою генерацию – в рамках своих потребностей, без обеспечения энергией соседних предприятий»,

– говорит Василий Степченко, заместитель генерального директора по непрофильному производству АО «Волна».

По его мнению, прямые продажи электроэнергии потребителю могли бы снять проблему энергозависимости многих регионов. Это дало бы стабильный прирост мощностей в проблемных точках, снизило объемы необходимого сетевого строительства, и дало дополнительный толчок развитию когенерации – выработке электроэнергии с максимальной эффективностью в рынке.

«Электроэнергетика – становой хребет российской экономики; без государственного регулирования, нацеленного на перспективное развитие, в ней не обойтись. Но, важно минимизировать регулирование, ориентировать его на стратегию, передавая «тактику» в ведение рыночных отношений»,

– полагает эксперт.

К примеру, предложение ФАС РФ в течение этого года принять закон, закрепляющий статус и роль потребителя в процедурах разработки инвестиционных программ компаний отрасли и утверждении тарифов на электроэнергию, весьма спорно.

«Каждый должен заниматься своим делом. И точно не дело потребителя диктовать через закон производителю, как производитель должен развиваться, во что инвестировать, как управлять своими деньгами. Это должно происходить не через закон, а по законам рынка – спрос-предложение, которое эффективно заработает при снижении «госнаценок» на продукт», – убежден Степченко.

По мнению Андрея Матейко, директора проектной службы Группы компаний «Штарк», в настоящее время наиболее актуальными в энергетике России становятся вопросы эффективного ресурсопотребления, повышения инновационного потенциала и уровня конкуренции в отрасли. Большие преимущества дает распределенная генерация: повышение эффективности использования энергии путем задействования местных энергоресурсов и снижения затрат на транспортировку электроэнергии; наличие более умных тарифов на электроэнергию; совершенствование контроля использования энергетических ресурсов в режиме реального времени.

Наиболее эффективными здесь видятся проекты строительства собственной генерации, реализуемые по схеме ВОТ contract (build-operate-transfer), которая предполагает строительство мини-ТЭЦ на средства инвестора с последующей эксплуатацией объекта в рамках энергосервисного контракта. По завершению энергосервисного контракта, срок которого для указанного объекта составляет 9 лет, объект генерации передается в собственность предприятия для дальнейшей эксплуатации. Данная схема применяется в энергетическом проекте Уральской горно-металлургической компании и Среднеуральского медеплавильного завода.

«Реализация проектов мини-ТЭЦ путем заключения энергосервисных контрактов позволяет предприятию не отвлекать ресурсы на непрофильные активы. Кроме того, инвестор заинтересован в максимально эффективной работе мини-ТЭЦ, что подтверждается опытом эксплуатации. К тому же мини-ТЭЦ сводят к минимуму потери энергии в процессе ее передачи, а КПД у современных малых электростанций составляет более 90%»,

– отмечает Матейко.

По его словам, коэффициент загрузки станции на Среднеуральском медеплавильном заводе в среднем по году превышает 92%. По завершению контракта предприятие получает в собственность эффективно работающую мини-ТЭЦ с отлаженными процессами производства и остаточным ресурсом, позволяющим эксплуатировать ее еще 20 лет. Если у предприятия нет возможности заниматься эксплуатацией мини-ТЭЦ, энергосервисный контракт может быть продлен на более выгодных условиях, что позволит увеличить экономию затрат на энергоресурсы.

Эффективность начинается с учета

По мнению Павла Завального, повышение эффективности использования энергоресурсов, решение проблемы неплатежей и стабилизация тарифов невозможна без создания достоверной и полной системы учета потребляемых энергоресурсов.

«Сегодня в России такой системы нет. Даже в части учета электроэнергии, где оснащенность приборами превышает 95%, текущее состояние приборов не позволяет достоверно определять объемы потребления. Решению проблемы должно способствовать создание системы интеллектуального учета всех видов энергоресурсов (соответствующий законопроект готовится ко второму чтению)», – говорит председатель комитета Государственной Думы по энергетике.

Как известно, госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» играет важнейшую роль в достижении целевых показателей в части энергетической эффективности. Однако в последние годы бюджетное финансирование подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» практически полностью прекращено. Это ставит под сомнение достижение запланированных целей и задач в области энергоэффективности.

«Нужно вернуться к бюджетной поддержке энергосбережения, и хорошо бы сделать это в рамках бюджета ближайших трех лет»,

– убежден Завальный.

Согласно данным Минэкономразвития России, в 2011-2014 гг. в соответствии с Подпрограммой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» бюджетам регионов выдавалась субсидия на мероприятия по энергосбережению во всех сферах. Были удовлетворены 144 заявки на 21,5 млрд руб. субсидий. Эти средства позволили привлечь 119,3 млрд руб. внебюджетного финансирования; на каждый бюджетный рубль привлечено 5,5 внебюджетного рубля.

Мария Ромашкина

Подпишитесь