Posted 29 мая 2018, 09:50
Published 29 мая 2018, 09:50
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Центробанк России считает главными причинами повышения стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке рост мировых котировок, а также акцизов на топливо в РФ. В правительстве уже назвали ситуацию критической и собираются снизить акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июля. Но уже сейчас понятно, что это обернется потерями для бюджета в размере сотен миллиардов рублей.
В сентябре 2017 года правительство РФ одобрило предложение Минфина о дополнительном повышении ставок акцизов на автобензин и дизтопливо в 2018 году – с 1 января и с 1 июля. Но экономическая ситуация в стране развивается таким образом, что акцизы в середине лета нужно будет снижать. По информации Thomson Reuters Russia Commodities, акциз на автомобильный бензин может снизиться на 3 тыс. руб. за тонну, на дизтопливо – на 2 тыс. руб. за тонну. Рост цен на моторное топливо на внутреннем рынке РФ пока не оказывает влияния на инфляцию, но может повлиять с лагом по времени, сказала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, пообещав проанализировать этот фактор.
По мнению эксперта компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктора Костюкова, на рынок влияет дефицит топлива.
При текущей премиальности экспорта над внутренними ценами около 7 тыс. руб. за тонну предлагаемое снижение акцизов на топливо лишь снизит нетбэк, но не уравняет его с внутренним рынком. Оставшаяся часть экспортной премии в 4 тыс. руб. за тонну достаточно велика, чтобы бензин продолжил «утекать» за пределы страны.
«Велика вероятность, что акцизы не снизят. Накануне представитель Минфина отверг идею плавающих акцизов по той причине, что большая часть акцизов зачисляется в местные бюджеты для ремонта, строительства и обслуживания дорожной инфраструктуры. Неопределенность в наполнении планов финансированием создает угрозу разрушения местных дорог, кои и без того содержатся не в лучшем состоянии. Но и снижение акциза, если такое решение будет принято, ничем не отличается от практики ручного управления. Оно не снимет фундаментальной зависимости внутренних цен на топливо от нефтяных котировок.
Возникает вопрос: что предпримет правительство, если нефтяные цены подпрыгнут до $100 за баррель? Так и будет ставить заплатки из акцизов? Нет, и, вероятно, мы не увидим системного подхода к решению проблем в ценообразовании на топливном рынке. Можно допустить, что нефтяные компании, повинуясь просьбам чиновников, постараются удержать биржевые индексы оптовых цен на достигнутых значениях в течение активного сезона. Но остановить розничные цены не представляется возможным. Бензин с высокими биржевыми индексами уже законтрактован, но еще не дошел до АЗС.
Даже апрельские биржевые сделки еще не полностью отгружены по адресам назначения. А нынешние майские сделки заявятся в регионы не раньше, чем в конце июня. Таким образом, почти все лето мы будем наблюдать непрерывный рост розничных цен на моторное топливо»,
– говорит Костюков.
По данным мониторинга экономической ситуации в России, подготовленного коллективом экспертов Института Гайдара, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте и Минэкономразвития РФ, снижение курса национальной валюты в среднесрочной перспективе неизбежно приведет к ускорению инфляции. За апрель 2018 года рубль обесценился по отношению к доллару на 10,8%, опустившись до 63,5 руб. за доллар, в связи с введенными в начале апреля жесткими санкциями со стороны США. Еще одним фактором роста инфляционных рисков является рост реальной заработной платы (на 9,5% за первый квартал).
Риски дальнейшего нарастания геополитической напряженности остаются высокими, что значительно повышает неопределенность развития ситуации в экономике. По мнению экспертов, внешнеполитическая эскалация оказывает сильное влияние на экономические процессы на глобальном и национальном уровнях. Эффект приобретает институциональный характер, поскольку зависимость де-факто от денежно-финансовой системы США все очевиднее переходит де-юре в зависимость от политических решений администрации Трампа.
«Вслед за антироссийскими санкциями, а затем и выдвижением внешнеторговым партнерам масштабных «тарифных» требований объявленный США возврат к антииранским санкциям суммарно предполагает структурные эффекты в мировом хозяйстве. То есть как минимум влияет на цены и потоки энергоносителей, означает отмену уже заключенных ведущими транскорпорациями контрактов в разных отраслях и соответствующий вероятный передел рынков»,
– отмечается в мониторинге.
По мнению экспертов, сложно оценить последовательность американской администрации в реализации объявленных мер, как и «уровень сопротивления» страдающих от этого стран и компаний. Однако выделяются две тенденции, которые могут возобладать в российской экономической политике. Одна из них предполагает «смягчение» бюджетной политики на фоне ускоренного роста дополнительных нефтегазовых доходов, а также необходимости изыскивать средства для реализации Стратегии-2024, одновременно компенсируя возникающие из-за новых санкций потери.
«Другая, напротив, может исходить из возрастающей шаткости мировой конъюнктуры: новых санкционных угроз, а также резко возросшей зависимости от геополитики углеводородных рынков, все более перегретых и уже подрывающих своими котировками актуальность сделки ОПЕК+», – считают авторы обзора.
Мария Кутузова