Posted 28 мая 2018, 13:21
Published 28 мая 2018, 13:21
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
За последние 20 лет потребление первичных энергоресурсов в мире выросло почти в 1,5 раза, а электроэнергии – почти на 80%. Доля газа в мировом топливно-энергетическом балансе составляет около 22%, уступая нефти и углю.
«Целеполагание – на период до 2035 года сравняться с долей нефти – является абсолютно реалистичным», – заявил Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома», выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018).
«Когда мы говорим о том, что газ в абсолютных объемах в мировом топливно-энергетическом балансе будет расти, то мы говорим о том, что этот рост будет обеспечен в первую очередь за счет электроэнергетики и транспорта. Если мы говорим об электроэнергетике, без сомнения, это более чистая электроэнергетика, более безопасная электроэнергетика и энергетика, в которую интересно инвестировать.
Внутренняя норма доходности в среднем по проектам парогазового цикла где-то 14-15%. В транспорте газ по углеводородному следу где-то на 20-30% ниже, чем традиционные виды топлива»,
– сказал Миллер.
По мнению Марио Мерена, главного исполнительного директора Wintershall Holding GmbH, политики поняли, что если они действительно хотят улучшить экологическую обстановку, то должны делать ставку на газ – он есть, и он доступен.
Эксперты также отмечают, что поставки российского газа на международные рынки имеют большой потенциал роста.
«Для России газ будет в ближайшее десятилетие стратегическим ресурсом развития. На нашу газовую отрасль будет в первую очередь оказывать влияние близость двух самых крупных, самых динамичных рынков – это рынок Европы и Китая», – сказал Миллер.
На ПМЭФ-2018 было отмечено, что европейский рынок демонстрирует рост спроса на 5%.
В Европе есть и другая очень важная для РФ тенденция, которая обеспечивает повышение спроса на российский газ, – снижение собственных объемов добычи.
Ожидается, что к 2035 году собственная добыча в Европе снизится еще в два раза, а дополнительные возможности для поставок газа составят около 200 млрд м3. Значительная доля этих кубометров будет приходиться на российский газ.
Абсолютно реалистичными представляются цели, которые перед собой ставит и Китай к 2020 году: объем потребления газа на уровне 360 млрд м3 и увеличение его доли в энергобалансе с 7% до 10%. 80-110 млрд м3 газа могут быть российскими.
Как отметил Хемант Канория, председатель, управляющий директор Srei Infrastructure Finance Limited, у России достаточно газа, чтобы поставлять его в Европу и экспортировать во многие другие страны. Индия, наверное, могла бы стать одной из целей таких поставок.
В то же время геополитические ограничения на поставки газа оказывают свое негативное влияние.
«Сегодня в Европе складывается впечатление, что газ, который поступает из России, – это плохой газ. А газ, который поступает, например, из США, сжиженный газ, – он хороший. Странная какая-то дискуссия…»
– обратил внимание Мерен.
В свою очередь Райнер Зеле, председатель правления, генеральный директор OMV AG и президент Российско-германской внешнеторговой палаты, отметил, что только рынок может решать, какой газ будет потребляться в Европе. Европа должна подготовить рынок к диверсификации и позволить российскому газу быть поставленным туда.
Эксперты также считают необходимым делать ставку на газ как на экологически чистое топливо.
«Нет причин недооценивать тот факт, что газ является эффективным инструментом решения задач охраны окружающей среды»,
– отметил Канория.
«Природный газ – самый лучший источник энергии в будущем. Мудрые европейские политики сегодня готовятся к тому, чтобы отойти от угля. Это огромный потенциал для энергетики. Таким образом, мы сможем снизить выбросы углекислого газа в энергетике на 40%. Это великолепная цель», – сказал Зеле.
Мария Ромашкина