Договоренности производителей об ограничении добычи положительно влияют на рынок. Об этом говорилось на полях Петербургского международного экономического форума – 2018.
«Резкое изменение ситуации по сравнению с прошлым годом: год назад во время проведения экономического форума цена на нефть была $51,5 за баррель, сейчас она в районе $78, то есть рост фактически более чем в 1,5 раза. Запасы год назад были выше пятилетнего среднего значения на 23 млн баррелей, сегодня они находятся уже на уровне ноля – и даже есть оценки минус 20 млн баррелей», – сказал Александр Новак, министр энергетики РФ.
В этих условиях, как отмечают эксперты, рынок развивается динамично.
«В связи с политическими событиями, которые действительно имеют влияние, мы пытаемся своими коллективными решениями как производители влиять на рынок – со значительным успехом после обсуждения с российскими партнерами», – отметил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Королевства Саудовская Аравия, председатель совета директоров Saudi Aramco Халид А. Аль-Фалех.
При этом участники ОПЕК достигли новой фазы в развитии отношений внутри картеля и особенно в части партнерства со странами – не участниками ОПЕК.
«И уже нет никаких сомнений, что приверженность договоренностям есть не только у стран ОПЕК, но и у других стран», – сказал генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Сануси Баркиндо.
По мнению Дэниела Ергина, вице-председателя IHS Markit, важнейший урок, который извлечен в рамках сделки ОПЕК, заключается в значимости цены – и цены в высокий диапазон пришли достаточно быстро. При этом рынок возвращается к равновесию, в то время как в мире происходит целый ряд событий.
Между тем эксперты считают, что волатильность цен на нефть требует тщательного подхода к инвестиционным решениям.
«Цена на нефть может быть от $30 до $100 за баррель, но в любом случае нужна гибкая инвестиционная стратегия и надежные балансы. С точки зрения инвестиционных решений вы не можете просчитать цены на нефть на ближайшие 10-20 лет, вы обязательно потерпите неудачу», – сказал Бен ван Берден, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell.
Основным же ограничителем инвестиций стали санкции.
«Total – компания глобального уровня, и мы рассматривали потенциал инвестиций в Иран при условии, что не будет вторичных санкций со стороны США. Если такие санкции возникают, то нам очевидно, что такая компания, как Total, не может рисковать отказом доступа к американской финансовой системе или рынкам», – отметил Патрик Пуянне, президент и председатель совета директоров Total.
«Санкции имеют большое значение. Мы просто не можем их обходить, не можем работать там, где они действуют», – согласился Бен ван Берден.
Говоря о создании условий для инвестиций в российскую отрасль, Александр Новак заявил, что приоритеты развития России, национальные задачи были озвучены в послании президента РФ, в котором четко обозначены необходимость прорыва в технологиях, модернизации всех секторов экономики и увеличения объемов ВВП в 1,5 раза на душу населения.
«Это означает, что наши задачи в первую очередь – в обеспечении надежного и доступного снабжения энергоресурсами внутреннего рынка, а также в сохранении лидирующей позиции на мировых рынках. И для этого, конечно, важно продолжать создавать стимулы для привлечения инвестиций», – пояснил Новак.
С точки зрения конкуренции между различными видами энергоресурсов сегодня превалирует нефть, на втором месте уголь, на третьем – газ; возобновляемые виды энергии занимают совсем небольшую долю. Но, как отметили эксперты, степень конкуренции будет расти.
«К 2040 году баланс энергоресурсов будет примерно одинаков. Все эти четыре составляющих будут составлять по 25%. При этом на 30% вырастет общее энергопотребление в мире. Потребление нефти вырастет, по общим оценкам, от 10 млн баррелей в сутки до 14 млн», – отметил Новак.