Posted 25 мая 2018, 08:50

Published 25 мая 2018, 08:50

Modified 16 августа 2022, 21:50

Updated 16 августа 2022, 21:50

Точечные удары

25 мая 2018, 08:50
32 млн тонн в год может потерять российская нефтедобыча в результате введенных в апреле 2018 года санкций

32 млн тонн в год может потерять российская нефтедобыча в результате введенных в апреле 2018 года санкций, заявили в RPI в ходе ежегодной конференции «Освоение шельфа России и СНГ», прошедшей в Москве 18 мая при поддержке «Газпрома». Ограничения, введенные в отношении освоения морских месторождений и трудноизвлекаемых запасов, стали точечными ударами по наиболее незащищенным с точки зрения зависимости от зарубежных технологий и оборудования направлениям в российском нефтегазе.

Добыча на шельфе России стала одним из направлений, в отношении которого были введены санкции. Под санкционными ограничениями оказались все крупнейшие российские компании, работающие на шельфе. Кроме того, именно это направление серьезно пострадало от падения цен на нефть на мировом рынке. В перспективе аналитики RPI не исключают возможного обвала нефтяных котировок до $40 за баррель по мере роста добычи нефти в США.

Санкции наиболее остро сказались на сегментах использования подводных добычных комплексов, привлечения флота поддержки геологоразведки и добычи на шельфе. Что касается ТРИЗ, санкционные ограничения затронули горизонтальное бурение, сказались на привлечении буровых установок с большой грузоподъемностью и других сегментах.

На момент введения первых санкций зависимость от привлечения импортного оборудования в сегментах морской нефтегазодобычи, разработки трудноизвлекаемых запасов, а также нефтепереработки достигала 75-90%. В целом для всей российской нефтегазовой промышленности импорт оборудования, по данным на 2017 год, составлял 53%.

«Воздействие санкций идет по нарастающей. Например, в апреле этого года под ограничения попало «Газпром бурение». В перспективе можно ожидать, что и другие нефтесервисные компании могут подвергнуться санкциям. Возможен запрет работы в стране зарубежных представителей нефтесервиса, а также применения определенного импортного оборудования. Администрация США уже готовит новую порцию санкций, которую можно ожидать в ближайшие недели», – заявил в ходе конференции Вадим Кравец, ведущий аналитик RPI.

Еще в марте 2018 года аналитическая компания подготовила прогноз по добыче нефти в России. Согласно выводам исследования, даже в условиях роста производства так называемой сланцевой нефти в Штатах, РФ после выхода из сделки ОПЕК+ может достичь уровня добычи в 574-575 млн тонн нефти в год (546,8 млн тонн по итогам 2017 года) и удерживать этот уровень «на полке» до 2030 года. В этот период морские проекты могут достичь примерно 5% всей суммарной добычи нефти в России, по газу – порядка 11%.

Однако введенные в апреле 2018 года санкции со стороны США заставили аналитиков пересчитать свои оценки. Сейчас RPI предсказывает возможное сокращение добычи нефти в России на 32 млн тонн в год от своего базового прогноза. Однако санкции ударят, прежде всего, по разработке трудноизвлекаемых запасов на сухопутных месторождениях. Освоение большинства запланированных нефтяных шельфовых проектов в РФ уже находится в активной фазе реализации: каспийские проекты ЛУКОЙЛа, Приразломное месторождение в Печорском море «Газпром нефти», сахалинские проекты «Газпрома», «Роснефти» и СРП с зарубежными компаниями. Падения добычи в период до 2030 года можно ожидать из-за естественного сокращения извлекаемых объемов на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Но главный удар санкций по морской нефтегазодобыче, согласно выводам RPI, придется на период после 2030 года, когда планировался старт целой обоймы новых нефтегазовых проектов.

Добыча газа на шельфе серьезно пострадала в основном в Черном море: национализированный в 2014 году «Черноморнефтегаз» сокращает объемы производства газа. Происходит это, по данным RPI, главным образом не за счет отсутствия технологий и техники, а из-за территориальных споров. Компания была вынуждена уйти с уже разрабатываемого Одесского месторождения, расположенного за пределами территории России. На этом активе добывалась примерно половина от потребностей Крыма в газе. Сейчас РФ предполагает восстановить потребление за счет поставок газа по трубопроводу Кубань – Крым.

В конце марта 2018 года руководство «Черноморнефтегаза» было отправлено в отставку из-за срыва сроков строительства газопроводов к теплоэлектростанциям Крыма. Трубопроводы с отводами потребовались для запуска Таврической ТЭС в Симферополе и Балаклавской ТЭС в Севастополе по 470 МВт каждая, которые строит со скандальным использованием турбин Siemens дочерняя компания «Ростеха» – «Технопромэкспорт». Сейчас на «Черноморнефтегаз» претендует находящийся под санкциями Сергей Курченко, обратившийся к правительству России с просьбой предоставить ему контроль над компанией.

Кроме того, 15 мая украинская Верховная Рада рассмотрела законопроект о восстановлении деятельности на Стрелковом газовом месторождении в Херсонской области; решено найти инвесторов для работы на Одесском месторождении. Напомним, что Украина подала иски в международный арбитраж в Гааге в связи с «незаконным использованием ресурсов на шельфах Черного и Азовского морей». На этом фоне крымские власти в апреле предложили использовать две самые современные буровые платформы, находящиеся на балансе «Черноморнефтегаза», для работы на шельфе Сирии.

Мария Кутузова

Подпишитесь