Posted 18 мая 2018, 06:42

Published 18 мая 2018, 06:42

Modified 15 сентября 2022, 20:20

Updated 15 сентября 2022, 20:20

В Госдуму РФ внесен законопроект об уголовной ответственности за исполнение санкций США

18 мая 2018, 06:42
Уголовная ответственность на территории РФ может наступить как для иностранных компаний, так и для российских

Уголовную ответственность за исполнение санкций США на территории России предполагается распространить на иностранные и российские компании. Согласно документу, за исполнение санкций иностранных государств на территории РФ и за содействие в установлении антироссийских санкций будут введены уголовная ответственность в виде ограничения или лишения свободы либо штраф. Соответствующая статья будет внесена в Уголовный кодекс РФ.

Под исполнением иностранных санкций на территории РФ подразумевается совершение действий, повлекших отказ российскому гражданину, зарегистрированным в РФ юридическим лицам, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также российским частным и публичным компаниям в осуществлении сделок в рамках антироссийских ограничительных мер. В частности, нарушением будет считаться предоставление рекомендаций и передача сведений, которые «привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц».

«Эта деятельность, с нашей точки зрения, преступна, поэтому никакие санкции, введенные конгрессом США, президентом США не будут действовать на территории Российской Федерации, в рамках российской юрисдикции», – заявлял в период разработки законопроекта первый заместитель главы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Иван Мельников, первый заместитель председателя ЦК КПРФ и первый вице-спикер Госдумы, отметил, что положения законопроекта, предполагающего введение уголовной ответственности за исполнение антироссийских санкций на территории РФ, будут распространяться не только на иностранные компании, но и на российские.

«Я не думаю, что это будет касаться только иностранных компаний, это может касаться и каких-то русских компаний, которые те указания, которые в этих санкциях прозвучали, будут выполнять»,

– говорит Мельников.

О возможности принятия такого рода поправок в действующее законодательство впервые было сказано в апреле на встрече с представителями деловых и экспертных кругов при обсуждении законопроекта об ответных мерах на санкционную политику США в отношении России.

«Правильно было бы ввести меры ответственности в отношении тех, кто будет в своей деятельности на территории России руководствоваться антироссийскими решениями иностранных государств. В России мы должны жить по российским законам», – сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Между тем, как сообщалось ранее, American Petroleum Institute (API) после введения новых санкций США требует от российских производителей подписать дополнительную поправку к действующему лицензионному соглашению с API. Выполнение этих требований вполне можно рассматривать как пример потенциального «исполнения» санкций.

Российские производители нефтегазового оборудования, имеющие сертификацию от API, должны подтвердить, что их деятельность не противоречит санкциям США. Подписывая документ, российский производитель должен подтвердить, что он как лицензиат не поставляет и не будет поставлять продукцию, произведенную на своем предприятии и с монограммой API, лицам или конечным покупателям, которые запрещены или иным образом ограничены санкциями США. Таким образом, деятельность российского предприятия как лицензиата не будет противоречить санкциям США.

Эксперты полагают, что санкционные требования API могут оказать влияние на ход реализации определенных проектов по разведке или добыче нефти, в том числе в проектах за пределами России, где российское юридическое лицо, подвергшееся санкциям, имеет контрольный или существенный интерес. Кроме того, данные требования несут российским производителям серьезные риски на фоне внесенного в Госдуму законопроекта об уголовной ответственности за исполнение санкций.

«Принятие законопроекта может создать крайне затруднительную ситуацию. С одной стороны, российские производители нефтегазового оборудования «должны» одномоментно отказаться от сотрудничества с теми или иными потребителями своей продукции, если они попали под санкции США. С другой стороны, в случае продолжения их деловых отношений в отношении них тоже могут быть приняты санкции со стороны API. С третьей – если же они все-таки прекратят совместные проекты с санкционными компаниями, то они подпадут под уголовную ответственность»,

– комментирует промышленный эксперт Леонид Хазанов.

При таком раскладе, по мнению эксперта, российские производители могут встать на путь прекращения деятельности. Однако тогда российская отрасль по выпуску нефтегазового оборудования окажется в тяжелом положении со всеми вытекающими негативными последствиями, начиная от банкротств и заканчивая ростом безработицы, ударив рикошетом по топливно-энергетическому комплексу России.

«Тем не менее необходимо найти решение, чтобы нефтегазовые компании, попадая в санкционный список, не лишились своих поставщиков. В конце концов, Россия не является частью США и отечественные предприятия не должны подчиняться американским законам и подзаконным актам – данный момент тоже следует учесть при выборе методов контрсанкций против США. Требования же API лишены какой-либо правовой базы, и наши производители не обязаны им следовать и разрывать годами формировавшиеся деловые связи», – отмечает Хазанов.

По мнению президента Национальной палаты инженеров Игоря Мещерина, санкции будут все больше влиять на развитие нефтегазохимической отрасли. В основном заказ на инжиниринговые услуги поступает в крупные компании, дочерние ВИНКам, а последние находятся под санкциями. Причем вложения в развитие собственных инжиниринговых центров этих компаний снижаются.

Эксперт отмечает, что созданные в России весьма приличные институты развития не дают ожидаемых масштабных результатов, а с учетом сложившейся ситуации с отечественным инженерным корпусом «санкционное» положение будет только усугубляться. Без диверсификации заказа на инжиниринговые услуги решить проблему совершенствования отечественных технологий вряд ли получится.

«Системная проблема: в России в законодательстве отсутствуют понятия «инженер», «инжиниринг», «технология», «технологическое проектирование». Зато в Гражданском кодексе имеется статья 1259, п. 5, которая исключает инженеров из списков правообладателей объектов интеллектуальной собственности, если они не патентопригодны. Таким образом, разработчики «ноу-хау» скорее заинтересованы скрывать наработки, чем распространять их и делать доступными конкурентам»,

– говорит Мещерин.

По его мнению, развитие малого и среднего бизнеса в инжиниринговой сфере в России не в традиции, государственные структуры ориентированы на крупные организации. Инженерная деятельность регулируется механизмами ХХ века с изъятиями.

«Инженер у нас находится в состоянии крепостного права, в отличие от стран остального мира, где существует институт профессиональных инженеров (charter engineer) как часть системы свободных профессий (liberal profession), когда участник профессионального сообщества, прошедший сертификационную процедуру, имеет возможность выбора: работать за зарплату или выступать в качестве индивидуального предпринимателя», – полагает эксперт.

Мария Ромашкина

Подпишитесь