Стоимость «черного золота» начала все чаще возвращаться в 2014 год, превышая $75 за баррель. Аналитики пытаются предугадать, сколь долго будет продолжаться это влияние Ирана на мировой углеводородный рынок, кто выиграет, а кто проиграет от изменения политических и экономических реалий.
Самую распространенную точку зрения относительно будущего нефтяных цен озвучили эксперты Bank of America. Согласно их прогнозам, цена на нефть в 2019 году может возрасти до $100 за баррель из-за проблем с поставками нефти из Ирана и Венесуэлы, а также сокращения мировых запасов сырья. По их мнению, фьючерсы на нефть Brent достигнут цены $90 во втором квартале 2019 года.
В агентстве Fitch, напротив, напоминают о революционных сланцевиках, которые и в этот раз выручат нефтяных импортеров. По мнению Fitch, сланцевые компании США до такой степени повысят добычу, что в конце концов это может привести к образованию излишков на нефтяном рынке. В связи с этим в агентстве предполагают, что нефтяные котировки больше расти не будут, а скорее возвратятся к уровню $50-60 за баррель. Fitch прогнозирует, что роста сланцевой нефти не выдержит и соглашение ОПЕК+, которое не продлится в 2019 году.
Среди российских отраслевых экспертов также отсутствует единая точка зрения относительно долгосрочного влияния на нефтяной рынок ситуации вокруг Ирана. Однако они отмечают, что сейчас США и Саудовской Аравии нужна высокая стоимость барреля.
Войны не будет
Эксперт ИСАА Сергей Демиденко считает, что пока ситуация вокруг ядерной сделки с Ираном будет иметь краткосрочное влияние на рынок.
«Пока непонятно, в каких формах будет осуществляться выход США из сделки. Сейчас это только декларация Трампа и она будет влиять на рынок, но психологический эффект продлится, скорее всего, около двух месяцев, дальше рынок адаптируется. Вероятнее всего, США найдут какой-то легкий вариант выхода из сделки с Ираном. В конечном итоге они договорятся до какого-то компромисса. Он мне видится в выходе иранцев из Сирии»,
– заявил эксперт в интервью «НиК». По его мнению, договора Вашингтона и Тегерана стоит ждать в ближайшие полгода. Кроме того, он напомнил, что Ближний Восток уже не так важен для нефтяного рынка, как это было раньше.
Демиденко считает, что не стоит ждать прямого военного конфликта Ирана и Израиля, будет противостояние на территории Сирии.
«Для Израиля важно, чтобы Иран убрался из Сирии. Ирану важно остаться в Сирии, так как это его единственный региональный союзник. Кроме того, Тегеран вкладывал большие деньги в эту страну и не в его интересах уходить с этой территории. Тем не менее прямое военное столкновение исключено. Возможны партизанские, диверсионные атаки. Через некоторое время нефтяной рынок и к этому адаптируется», – резюмировал эксперт.
Нефть за $80
Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев напомнил, что покупать следует на ожиданиях, а продавать – на событии.
«Неизвестно, какие санкции введут США в отношении Ирана, ясно лишь, что они будут касаться добычи. Нефть, скорее всего, будет стоить за $80 за баррель, потом произойдет фиксация. Ориентир в $80 – это не только Иран, но и падение добычи в Венесуэле, а также влияние договора ОПЕК+. Существует шуточное предположение, что саудовцы наняли Трампа, чтобы он разогрел цены на нефть, после чего Эр-Рияд успешно проведет IPO Saudi Aramco. Если действительно нефть уйдет в такую цену, размещения стоит ждать очень скоро»,
– пояснил аналитик в интервью «НиК».
Он заметил, что санкции в отношении Тегерана выгодны и Китаю, который всегда покупал «серую» иранскую нефть и продолжит это делать со скидкой.
Разуваев считает, что сейчас Вашингтону нужна дорогая нефть.
«Сланцевым компаниям США выгодна высокая стоимость нефти, так как они вторые по объемам добычи. Экономика США уже не так зависит от цен на нефть, как это было в 1970-х годах. Кроме того, тем кругам, что стоят за республиканцами и за Трампом, нужна дорогая нефть. Интересы других не учитываются», – заявил аналитик.
Он уверен в серьезности намерений США давить на Иран, поскольку в самих Соединенных Штатах очень серьезное израильское лобби.
«Противостояние на Ближнем Востоке продолжается уже порядка 5 тыс. лет и в ближайшее время не прекратится. Израиль может пойти на крупный конфликт, если будут даны гарантии безопасности со стороны США», – заметил эксперт.
Цены буду расти
Экономист Михаил Хазин в интервью «НиК» высказал уверенность, что выход США из ядерной сделки автоматически повлечет за собой восстановление санкций против Ирана.
«Иран постараются убрать с нефтяного рынка. Кроме того, если на Ближнем Востоке начинается большая война, а Саудовская Аравия будет выступать на стороне Израиля, то с учетом того, что нефть королевства добывается на территории, на которой живут шииты, создается специфическая ситуация. Поэтому я думаю, что нефтяные цены будут расти и это долгосрочный фактор»,
– заявил Хазин.
По его мнению, поведение Израиля и США показывает, что они допускают возможность большого конфликта. При этом эксперт не исключает, что США блефуют и искусственно закручивают напряженность, поскольку заинтересованы в повышении цен на нефть.
«Последние несколько лет нефтяные компании, в том числе и сланцевые, поддерживали экономику Соединенных Штатов. Сланцевики в больших убытках, поэтому повышение цен пойдет им на пользу, у них появится шанс закрыть хотя бы часть долгов. Израиль, по всей видимости, решил воевать всерьез, при этом у него есть иллюзия, что США помогут. Насколько эта иллюзия верна – вопрос сложный. Но нужно понимать, что в прямых столкновениях у Израиля, даже при поддержке Саудовской Аравии, нет ни малейшего шанса на победу, так как население Ирана в 10 раз больше, чем население Израиля», – рассказал эксперт.
Сланцевики «потопят» газовый рынок
В США от высоких нефтяных цен ожидают не только оживления энергетического сектора экономики. Аналитики Tudor Pickering Holt & Co. уже нашли первую жертву предстоящего сланцевого бума. Ей должен стать американский газовый рынок. Высокие цены на нефть подстегнут к росту добычу на Permian и в других сланцевых бассейнах в США и, как следствие, увеличат производство попутного газа. В данном прогнозе подчеркивается, что уже сейчас сланцевый бум заполнил газопроводы страны до предела мощности, сбросив цены на газ до минимума. С ростом его добычи стоимость «голубого топлива» в Западном Техасе может упасть практически до нуля, тем самым вынуждая производителей останавливать добычу либо сжигать газ в факелах на месторождениях.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов не видит в этих перекосах рынка ничего удивительного.
«Раньше со спутника был виден факел Бакена, сжигающий попутный газ. Он был ярче, чем свечение Миннеаполиса и даже Чикаго. В США это личное дело – жечь газ или отправлять в газопровод. В РФ принят закон, штрафующий компании за сжигание ПНГ, но и у нас продолжается факельное горение. Согласно международным данным, Нигерия, Россия и США до сих пор лидеры по сжиганию ПНГ. Кроме того, в США достаточно хаотичная система доставки углеводородного сырья от месторождений потребителям, до недавнего времени нефть с Бакена вывозили автотранспортом. И только по прошествии времени компании договорились и построили нефтепровод. Рынок не собирается заботиться об экологии, ему важна сиюминутная выгода», – рассказал эксперт в интервью «НиК».
Он считает, что на мировой рынок газа увеличение добычи в США повлияет, но незначительно.
«Конечно, можно было бы предположить, что теперь Соединенные Штаты быстро построят СПГ-терминалы и наладят экспорт газа по всему миру. Но пока все эти заявления остаются нереализованными. Газовые рынки США, ЕС и АТР не едины, и цены на них не выровнялись. Действительно, американский рынок в ближайшее время будет в состоянии перепроизводства и это окажет ограниченное влияние на рынки Юго-Восточной Азии и Европы. Но ожидать, что в Юго-Восточной Азии газ будет стоить $2 за 1 млн BTU – слишком оптимистично. Газ станет немного дешевле за счет американского экспорта, но катастрофы для «Газпрома», норвежского Statoil и других производителей «голубого топлива» не произойдет», – уверен Анпилогов.
Екатерина Вадимова