Posted 3 мая 2018, 07:45
Published 3 мая 2018, 07:45
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Резкий поворот в геополитической ситуации за последние недели оказал серьезное влияние на рынок сырьевых товаров. Цены на нефть и золото выиграли от роста напряженности в мировой политике. Товарные рынки взяли резкий старт с самого начала 2018 года, но затем оказались под серьезным давлением, обусловленным растущим напряжением в торговых отношениях, угрожающим замедлить уже и без того снизившиеся темпы экономического роста. Инфляция, столь благоприятная для товарных рынков, также слабеет, а прогнозы развития экономики на ближайшую и среднесрочную перспективу не несут сигналов о возможности дальнейшего роста цен на сырьевые товары.
Однако наряду с такой экономической ситуацией мы наблюдаем давление на рынки многочисленных геополитических рисков, включая противостояние России и Запада в Сирии, а также Ирана против Саудовской Аравии и США. Рост внешнеполитической неопределенности и напряжения в отношениях стран способствовал дальнейшему росту цен на нефть и золото. Эти два сырьевых товара оказались в числе немногих позиций, демонстрирующих положительную динамику с начала года.
Сырая нефть оказалась в широком торговом диапазоне после резкого роста во второй половине 2017 года. Благодаря сделке ОПЕК+, нефтяной рынок почти достиг баланса спроса и предложения, несмотря на уверенный рост поставок сланцевой нефти из США. Рост мирового спроса на нефть в 2018 году прогнозируется на уровне около 1,6 млн баррелей нефтяного эквивалента (бнэ) в сутки.
Целый ряд событий может повлиять на столь хрупкое равновесие на нефтяном рынке; очень сложно прогнозировать цены на нефть далее, чем на пару месяцев вперед.
Рост напряженности в торговых отношениях Соединенных Штатов и Китая, которые являются крупнейшими потребителями нефти в мире, может оказать значительное влияние на динамику спроса на углеводородное сырье. Еще одним важным фактором может стать ситуация в Сирии – в частности, решение Дональда Трампа в отношении новой порции санкций, ожидаемых в мае, которые, возможно, повлияют на предложение нефти на мировом рынке.
Недавнее назначение нескольких «ястребов» в ближайшем окружении Трампа, особенно Джона Болтона в качестве советника президента США по национальной безопасности, повысило риск того, что Соединенные Штаты введут новые санкции против Ирана. Вероятно, эта страна не сможет производить и экспортировать нефть в нынешних объемах.
Поддержку положительной динамике на нефтяном рынке также оказывает продолжающееся ухудшение ситуации вокруг Венесуэлы, сокращающей добычу нефти. Кроме того, американские разработчики сланцевой нефти столкнулись с серьезными инфраструктурными ограничениями для дальнейшего наращивания поставок трубопроводным транспортом. Это главные причины, по которым ряд хедж-фондов еще верит в рост цен и ориентируется на чистые длинные позиции по нефти WTI и Brent вместе взятых в более чем 1 млрд бнэ. Опасность спада в связи с такой завышенной оценкой ситуации весьма велика. В конце января 2018 года, когда поток новостей, благоприятных для цен на нефть, остановился, это привело к коррекционному спаду котировок на 10%. Высоки риски повторения этой ситуации, если внимание участников рынка будет переключено с перебоев в поставках на риск снижения роста спроса.
Мы прогнозируем возможные колебания цены на нефть Brent в диапазоне около $10 в случае усиления напряженности в отношениях между США и Россией, новых санкций Соединенных Штатов против Ирана, а также временный выход нефтяных цен на уровень в $75 за баррель.
Геополитическая ситуация может накаляться, но обострение вряд ли продлится долго. Пока не будет угрозы для предложения, эскалация может привести лишь к увеличению добычи в странах, не входящих в нефтяной картель. С учетом риска перебоев поставок и успеха сделки ОПЕК+ в сокращении добычи мы повышаем наш прогноз по нефти Brent на конец года на $7, до $67 за баррель, а по WTI – на $5, до $62 за баррель.
Золото – один из немногих металлов, которые смогли сохранить положительную доходность. Однако после нескольких неудачных попыток прорвать коридор сопротивления в $20 выше $1355 за унцию многие инвесторы занимают выжидательную позицию. Хотя внимание игроков к влиянию инфляции на рынок снижается (ключевой фактор в начале 2018 года), мы считаем, что инвесторы прежде всего стремятся к диверсификации и стараются защититься от последствий напряженности в сфере торговли и геополитики, а также увеличения волатильности на мировых рынках акций.
Однако, как показывают последние события, влияние геополитических рисков и событий носит кратковременный характер, если только они не приводят к существенным изменениям в развитии экономики. Усугубление торговой войны может негативно сказаться на экономическом росте.
На этом основании мы сохраняем игру на повышение стоимости золота выше $1280 за унцию и считаем, что его цена может пробить уровень $1375 за унцию.
Существует возможность для маневра, нацеленного на дальнейший рост до $1480 за унцию. У серебра также есть потенциал для возвращения к положительной динамике. Хедж-фонды держат рекордно короткие позиции: по сравнению с золотом серебро стоит относительно мало, а соотношение цены золота и серебра достигло почти самого высокого уровня за последние два года.
В ближайшие месяцы очень важно обращать пристальное внимание на риторику торговой войны между Китаем и США. В качестве реакции на предполагаемые пошлины на импорт китайских товаров в Соединенные Штаты КНР «в отместку» пригрозила повышением импортных пошлин на ряд американских продуктов. Китай, например, является крупнейшим в мире покупателем американской сои. Едва ли США и КНР смогут жить друг без друга, так как остальные крупные экспортеры сырьевых товаров просто не смогут удовлетворить быстрорастущий спрос со стороны китайских потребителей.
Оле Хансен,
главный стратег по товарно-сырьевым рынкам Saxo Bank