По итогам 2017 г. в России добыто 409 млн. тонн угля, что на 6% превосходит результаты 2016 г. Российская угольная промышленность развивается и увеличивает свои объемы, в первую очередь, за счет использования экспортного потенциала. За последние 5 лет экспорт российского угля вырос на 25%.
В 2017 г. поставки угля на внутренний рынок выросли лишь на 2%, тогда как объем экспортных поставок по сравнению с 2016 г. увеличился на 15% и составил 186,3 млн тонн – 52% от общего объема отгрузок российского угля (356,1 млн тонн). 91% экспортных отгрузок приходится на энергетические угли.
Российский уголь экспортируется почти в 80 стран. Основными импортерами твердого топлива из России в 2017 г. стали Япония, Китай, Южная Корея, Турция, Великобритания, Нидерланды, Германия, Украина, Польша и Латвия. По прогнозам, в 2035 г. экспорт угля из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона увеличится еще на 50 млн тонн.
Рост экспорта российского угля обусловлен гибкой ценовой политикой российских компаний на международном рынке. Ее позволяет проводить относительно низкая себестоимость добычи угля в России.
В активе компании «Русский Уголь», входящей в группу САФМАР Михаила Гуцериева, – 6 угольных разрезов в Амурской области, Красноярском крае и Республике Хакасия. Основные экспортные активы «Русского Угля» – разрез Саяно-Партизанский в Красноярском крае и разрез Степной в Республике Хакасии. На этих разрезах добывают высококалорийный каменный уголь, пользующийся спросом за рубежом. Сейчас более 80% продукции разреза Саяно-Партизанский идет на экспорт через порты Мурманска и Усть-Лугу. В 2018 г. мы планируем увеличить добычу на Саяно-Партизанском разрезе до 1 млн тонн угля в год, а в перспективе – выйти на ежегодные производственные мощности 3 млн тонн. На разрезе Степной за год добывают более 4 млн тонн каменного угля, который идет на экспорт в страны АТР и Восточной Европы. Более 80% угля со Степного перерабатывается на обогатительной фабрике, благодаря чему повышается калорийность и качественные характеристики твердого топлива.
В условиях нынешней непростой экономической ситуации и санкционной политики российские угольные компании – одни из немногих, перед кем открываются новые возможности и конкурентные преимущества.
Во-первых, спрос на уголь на внутреннем рынке остается стабильным, а основные зарубежные потребители российского угля – страны Азиатско-Тихоокеанского региона – не поддерживают санкционную политику США и Европы.
Во-вторых, благодаря падению курса рубля к доллару снижается себестоимость угольной продукции и повышается ценовая конкурентоспособность.
Российская угольная отрасль остается устойчива к внешним кризисным явлениям, а это значит, что она остается сильным игроком и надежным партнером на мировом рынке угля. Главная задача российских угольных компаний – справиться с внутренними кризисами: управленческими, кадровыми и технологическими. В этом случае они не просто получат сиюминутную выгоду от удачного стечения внешних факторов и благоприятной конъюнктуры рынка, а обеспечат себе прочные и долгосрочные конкурентные преимущества среди лидеров мирового угольного рынка.