Posted 20 апреля 2018, 09:36
Published 20 апреля 2018, 09:36
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
За четыре года действия западных санкций в отношении российской нефтегазовой отрасли локализация производства нефтегазового и нефтесервисного оборудования стала устойчивым трендом. Счет реализованных в России начиная с 2014 года импортозамещающих проектов в сфере нефтегазового машиностроения уже идет на десятки, а доходы ряда ведущих компаний этой отрасли заметно выросли. Основные заказчики машиностроителей – ведущие нефтегазовые холдинги страны – демонстрируют растущий спрос на их продукцию. Но для закрепления стартовых успехов на смену отраслевому плану по импортозамещению, который верстался в авральных условиях кризиса, должна прийти долгосрочная стратегия развития отечественного нефтесервисного сектора.
Первоначальный план мероприятий по импортозамещению в российском нефтегазовом машиностроении был принят Минпромторгом РФ ровно три года назад, 31 марта 2015 года (в июне 2016 года в него были внесены коррективы). В качестве основной задачи в документе было названо сокращение закупок импортного оборудования для нефтегазовой отрасли с 60% до 43% к 2020 году, и на полпути до этого временнóго лимита можно подвести определенные промежуточные итоги.
Еще в мае 2017 года первый замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин (ныне – врио губернатора Нижегородской области) сообщил, что общий объем рынка отраслей машиностроения для ТЭК достиг 775 млрд руб. и рос в диапазоне от 4% до 14% в зависимости от различных сегментов. На фоне среднего роста российской промышленности на уровне чуть выше 1% в 2016-2017 годах это очень впечатляющая динамика. Вслед за этим еще один заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков заявил на открытии выставки «Нефть и газ – 2017», что за 2016 год объем производства нефтегазового оборудования вырос более чем на 7%, а уровень импортозависимости в этом секторе сократился почти на 8%.
Как показывает анализ финансовых показателей ключевых игроков российского нефтегазового машиностроения за 2013-2016 годы, основной всплеск их доходов произошел в 2015 году, сразу после девальвации рубля.
Если еще 2014 год 4 из 13 представленных в таблице компаний завершили с чистым убытком, то по итогам 2016 года все крупнейшие предприятия отрасли получили чистую прибыль. Рентабельность (доля чистой прибыли в выручке) некоторых ведущих компаний нефтегазового машиностроения в 2016 году находилась в диапазоне 10-15%, а у одного из игроков, компании «Радиус-Сервис», составила почти 22%.
Несмотря на определенное замедление динамики роста доходов в 2016 году в сравнении с 2015 годом, можно предполагать, что 2017 год, финансовые показатели которого пока не опубликованы в открытых источниках, для основных предприятий нефтегазового машиностроения России оказался вполне успешным.
Об этом свидетельствуют, прежде всего, крупные контракты на поставку оборудования, заключенные лидерами.
В частности, группа компаний «Борец», в которую входят такие предприятия, как производитель насосов ООО «ЛеМаЗ», производитель погружных электродвигателей и гидрозащит ООО «Лысьванефтемаш», завод «Курган-кабель» и др., в 2017 году заключила серию контрактов с «РН-Юганскнефтегазом» почти на 12,8 млрд руб.
Оборудование «Борца» в последние годы хорошо зарекомендовало себя на малодебитных скважинах. Как отмечает в своей публикации в журнале «Инженерная практика» главный специалист отдела по работе с малодебитным фондом скважин ООО «РН-Юганскнефтегаз» Ильнар Бикаев, по итогам проведенных испытаний винтовых насосов разных компаний-производителей успешной была признана только продукция ООО ПК «Борец». Испытания остальных изделий, в том числе иностранных производителей, завершились с отрицательным результатом. Кроме того, «РН-Юганскнефтегаз» в 2017 году заказывал оборудование на сотни миллионов рублей у таких лидеров нефтегазовой промышленности России, как «Новомет-Пермь», «Алнас», «Озна». «Башнефть», войдя в структуру «Роснефти», в 2014 году заключила контракт более чем на миллиард рублей с башкирским нефтесервисным предприятием «Буринтех», ведущим российским производителем долот.
Как отмечают в «РН-Юганскнефтегазе», широкое применение импортозамещения в производстве позволяет снижать себестоимость добычи нефти и повышать эффективность деятельности предприятия. В 2016 году объем добычи углеводородов компанией вырос на 1,9%, а в июле 2017 года «РН-Юганскнефтегаз» установил новый максимальный уровень суточной добычи нефти и конденсата с 1986 года – 184549 тонн в сутки. Во II квартале 2017 года рост добычи «РН-Юганскнефтегаза» по сравнению с аналогичным периодом 2016 года достиг 3,7%, что, по оценке «Роснефти», является убедительным примером эффективности работы на зрелых месторождениях.
Значительный вклад в развитие нефтегазового машиностроения вносит «Газпром», в 2017 году заключивший один из крупнейших для отрасли контрактов последних лет. Речь идет о соглашении с тюменским предприятием «ГМС Нефтемаш» о поставке оборудования на этапе проектирования для реконструкции технологических установок Астраханского ГПЗ стоимостью свыше 27,5 млрд руб. «ГМС Нефтемаш» был выбран по итогам тендера, размещенного на сайте госзакупок; в перечень контракта с ООО «Газпром инвест» входит оборудование для установок осушки и отбензинивания газа, отделения стабилизации конденсата, оборудование для эстакады налива сжиженных углеводородных газов в автоцистерны, эстакады налива темных и светлых нефтепродуктов.
Оживление резидентов
Важным индикатором состояния отечественного нефтегазового машиностроения является количество инвестпроектов, заявленных и реализованных в этой сфере с момента введения западных санкций. По подсчетам «НиК» на основании открытых источников, с середины 2014 по конец 2017 года в этом сегменте открыты несколько десятков новых предприятий и производственных линий, причем примерно полтора десятка из них можно назвать крупными – объем инвестиций превышает миллиард рублей.
Отдельно следует отметить проекты по локализации производства иностранных нефтесервисных компаний, в том числе из Европы и США.
Уже в 2015 году по этому направлению было запущено два знаковых проекта – завод антикоррозийных жидких покрытий «ЗМ Волга» транснационального холдинга «ЗМ» и предприятие по производству буровой техники американской компании National Oilwell Varco (NOV). Для «ЗМ» введение антироссийских санкций пришлось на самый разгар работ по созданию второй производственной площадки в России, в татарстанской ОЭЗ «Алабуга», где холдинг планировал выпускать в полтора раза больше продукции, чем на своем первом российском предприятии в подмосковном Волоколамске. Одним из главных потребителей антикоррозийных покрытий «ЗМ» в России является «Газпром».
На открытии завода в октябре 2015 года глава «3М Россия» Роберт Николс заявил, что компания будет продолжать локализацию в России. Подтверждением этого стал перенос в «Алабугу» еще одной производственной линии из английского города Норталлертона в начале 2018 года. На первом этапе предполагается производство жидких антикоррозионных покрытий для нефтегазовой промышленности (жидких эпоксидных и полиуретановых покрытий) в объеме 2,5 млн литров в год.
По словам исполнительного директора Ассоциации индустриальных парков России Дениса Журавского, сегодня в индустриальных парках страны наблюдается набирающее обороты оживление локализации производства оборудования, в том числе нефтегазового и нефтесервисного.
«Первые два года российских контрсанкций можно охарактеризовать как «холодный душ» для иностранных производителей: по импортным поставкам был нанесен удар, особенно в секторах нефтегазового оборудования, сельского хозяйства и оборонного комплекса, – говорит Журавский.
– Но прагматизм очень скоро излечил шок, и поставщики начали работать над переносом производства. Запущенная в 2014 году в ответ на европейские санкции программа импортозамещения только сейчас начинает приносить ощутимые результаты, которые мы наблюдаем в индустриальных парках в виде реальных инвестиционных проектов по размещению сложных производств. Сообщество индустриальных парков испытывает продолжающийся высокий спрос со стороны международного бизнеса. Уверен, что в ближайшие годы тренд сохранится».
Одним из первых знаковых проектов импортозамещения в нефтегазовой промышленности стал запуск в конце 2015 года в индустриальном парке «Станкомаш» производства гидравлических насосов. Инициатор проекта – «Транснефть – Нефтяные насосы» – впервые в России на одной площадке создал производство полного цикла, включая комплектующие, ремонт и техобслуживание выпускаемых агрегатов.
«Ранее на территории нашей страны такие агрегаты вообще не производились. Это не просто замещение импорта локальной продукцией, но и развитие технологий в России. В 2017 году производство было заслуженно отмечено бизнес-премией «Сделано в Челябинске», – комментирует Журавский.
В «Станкомаше» был локализован еще один проект в нефтегазовом машиностроении – производство электродвигателей для объектов магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов стоимостью более 900 млн руб. (инвестор – «Русские электрические двигатели»).
Как отмечают в Ассоциации индустриальных парков, география размещения новых производств нефтесервисного оборудования совпадает со «старопромышленными» регионами Сибири (Тюменская область и ХМАО), Урала (Челябинск, Екатеринбург) и Поволжья (Татарстан и Башкортостан).
В качестве свежих примеров только в рамках индустриальных парков можно привести ряд проектов импортозамещения нефтесервисного сектора в Тюменской области, где в индустриальном парке «Богандинский» недавно стартовало производство оборудования для паротермической и классической добычи нефти (арматура, задвижки, вентили и др.). НПО «Сиббурмаш», резидент индустриального парка «Боровский», налаживает производство оборудования для крепления и освоения скважин, многостадийного ГРП, отсечения части открытого ствола скважины. В индустриальном парке «Промцентр» в Уфе совсем недавно разместилось производство блочно-кустового насосного оборудования.
С самого начала реализации отраслевого плана по импортозамещению российское нефтегазовое машиностроение не было обделено вниманием государственных институтов промышленной политики. Ряд новых проектов локализации производства нефтесервисного оборудования запущен или реализуется при поддержке Фонда развития промышленности при Минпромторге РФ. Среди них, к примеру, создание первого в России производства роторных систем нефтегазодобывающего оборудования санкт-петербургского ЦНИИ «Электроприбор», локализация производства насосов для нефтепереработки и энергетики АО «ГМС Ливгидромаш» (Орловская область), создание не имеющей аналогов в мире роторной управляемой системы бурения скважин НПП «Буринтех», организация производства шаровых кранов специального и стандартного назначения для нефтегазовой промышленности на Уральском заводе специального арматуростроения (Челябинская область).
В 2017 году Минпромторг предпринял ряд шагов по расширению ассортимента отечественной продукции нефтегазового машиностроения, прежде всего в сегменте оборудования для шельфовой добычи. В июне 2017 года было подписано соглашение между Минпромторгом и «Газпромом» о сотрудничестве в развитии и локализации подводно-добычных комплексов – планируется поддержать 12 работ на сумму более 3,5 млрд руб. Вскоре после этого правительство утвердило подпрограмму импортозамещения оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения для освоения арктической зоны в объеме 23,75 млрд руб.
По итогам защиты ведомственного проекта по развитию производства нефтегазового оборудования для освоения континентального шельфа РФ утвержден паспорт проекта, дано поручение разработать сводный план для его утверждения решением проектного комитета.
Сами представители отрасли считают, что взаимодействие государства и производителей нефтегазового оборудования с заказчиками должно быть более качественным. В последние полтора года на заседаниях Общественного совета при Минпромторге РФ глава Национальной ассоциации нефтегазового сервиса (НАНГС) Виктор Хайков не раз ставил вопрос о разработке комплексной стратегии развития нефтегазового машиностроения, услуг и технологий. Отсутствие этого документа, по мнению руководства ассоциации, существенно снижает эффективность и скорость развития отечественных нефтегазовых технологий, процесса импортозамещения в отрасли и не дает возможности долгосрочного целеполагания и определения ориентиров ее участникам. Появление стратегии должно способствовать переходу от точечных решений к комплексному и долгосрочному развитию сектора, учитывающему интересы всех сторон.
Определенные шаги к более системному взаимодействию были предприняты в начале 2018 года. В конце февраля в ходе проходившей в Санкт-Петербурге конференции «Импортозамещение в нефтегазовой промышленности» НАНГС заключила соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности РФ. Вскоре после этого ассоциация подписала меморандум о сотрудничестве с созданной по распоряжению правительства РФ АНО «Агентство по технологическому развитию», для которой проекты по импортозамещению в ТЭК являются новым направлением.
«В связи с тем, что на базе Агентства по технологическому развитию планируется создание проектного офиса по импортозамещению в профильном для нас нефтегазовом комплексе, нам критически важно участвовать в работе. Ассоциация будет предлагать свой опыт, компетенции и наработки для эффективного выстраивания работы, давать обратную связь от участников отрасли – разработчиков и потребителей нефтегазовых технологий и оборудования», – прокомментировал подписание соглашения Хайков.
Михаил Кувырко