НДД должен частично заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, которые взимаются с выручки. При этом уплата НДПИ сохраняется, но на более низком уровне. Ставка НДД составит 50%. В отличие от НДПИ он будет взиматься не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.
В течение нескольких лет новая система налогообложения будет реализована в рамках пилотного проектана ограниченном количестве месторождений. Выступая перед депутатами, замминистра финансов Илья Трунин высказал уверенность, что законопроект положительно повлияет на геологоразведку углеводородов и позволит вовлечь в разработку дополнительные запасы нефти. Чтобы понять эффективность налога, законопроектдолжен тестироваться в рамках пилота в течение как минимум пяти лет, сказал Трунин, отметив, что документ предполагает наиболее фундаментальную реформу налогообложения нефтедобычи за последние 15 лет.
Новый универсальный налоговый режим направлен на повышение эффективности налогообложения добычи нефти и на то, чтобы уйти от режима множества точечных льгот и изъятий, направленных на поддержку месторождений в отдельных регионах, подчеркнул замминистра.
Тем не менее, Трунин признал, что риски для федерального бюджета от НДД есть, но они незначительны. В частности, при негативном сценарии бюджет потеряет около 36 млрд рублей. В этом случае эксперимент будет признан неудавшимся.