«Газпром» 29 марта 2018 года подал в Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) ходатайство об оспаривании и частичной отмене окончательного решения по арбитражному разбирательству с «Нафтогазом Украины» по делу о транзите газа, сообщил российский газовый холдинг, объяснив подачу апелляции «существенными процессуальными нарушениями, допущенными арбитрами при вынесении этого решения». 21 марта в тот же арбитраж «Газпром» направил ходатайство о частичной отмене решения Стокгольмского арбитража по разбирательству с «Нафтогазом Украины» о поставках газа. В ноябре прошлого года «Газпром» подал заявление в апелляционный суд об оспаривании отдельного решения по поставкам газа и его частичной отмене.
Два арбитражных спора «Газпрома» с «Нафтогазом» длились в Стокгольмском арбитраже более трех лет: суд о долгах за газ – с июня 2014 года по декабрь 2017 года, по контракту на транзит – с октября 2014 года по февраль 2018 года. Между тем до конца срока действия контрактов (транзитного и поставочного) остается меньше двух лет.
Стокгольмский арбитраж 28 февраля 2018 года обязал «Газпром» доплатить «Нафтогазу Украины» $4,63 млрд за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. С учетом того, что ранее суд подтвердил долг украинской стороны за поставки газа в размере $2,018 млрд, по результатам двух арбитражных споров между компаниями на поставку и транзит газа «Газпром» должен доплатить НАК $2,56 млрд. Помимо этого, Стокгольм обязал «Газпром» до окончания действия контракта в 2019 году оплачивать «Нафтогазу» транзит из расчета $2,35 млрд за 110 млрд кубометров каждый год. Холдинг считает это решение несправедливым, полагая, что за его счет пытаются решить проблемы украинской стороны.
Газовый концерн инициировал в Стокгольмском арбитраже процедуру расторжения действующих контрактов на транзит и поставку газа. «Газпром» отказался также поставлять Украине газ, сославшись на то, что «Нафтогаз» пытался внести в допсоглашение неприемлемые условия.
Процедура расторжения контрактов на поставку и транзит газа, начатая в марте «Газпромом», займет продолжительное время. «Без сомнения, расторжение контрактов — это процедура не очень быстрая. По-видимому, на это уйдет плюс-минус полтора-два года», — сказал глава «Газпрома» Алексей Миллер на недавней встречи с премьером Дмитрием Медведевым.
Надо также учитывать, что в соответствии с регламентом Стокгольмского арбитража, срок рассмотрения исковых заявлений составляет 6 месяцев с момента их подачи, но он может быть увеличен по решению суда. «Нельзя исключать развития сценария, согласно которому решение о досрочном выходе «Газпрома» из договора будет вынесено уже после того, как сроки действия самого договора истекут, а это случится в конце 2019 года», — считает управляющий партнер юридической компании «УК Бизнес и право» Александр Пахомов.