На прошедшей неделе значимым событием для сырьевого рынка стала поездка наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бен Сальмана в США. А уже через два дня, 26 марта, эмир Катара Тамим Бен Хамад Аль Тани посетил Москву, где провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным. И хотя политическая подоплека данных визитов достаточно очевидна, их возможное влияние на рынок нефти и газа также никем не оспаривается.
Стоит отметить, что уже перед переговорами лидеров США и Саудовской Аравии аналитики прогнозировали резкие скачки цен на нефть из-за геополитических рисков. Этого не произошло, но стоимость нефти как раз в этот момент начала расти. Кроме того, в ходе данного визита в СМИ обсуждалась информация о якобы имевшем место одобрении Вашингтоном идеи передислокации базы военно-воздушных сил США из Катара в Саудовскую Аравию. Насколько это соответствует действительности, пока сказать сложно, однако и посещение Москвы эмиром Катара Тамимом Бен Хамад Аль Тани говорит о многом.
Катар готов к сотрудничеству с российскими нефтегазовыми компаниями
Перед визитом эмира в Россию посол Катара в РФ Фахд Мухаммед аль-Аттыйя сообщил, что Доха предлагает российским компаниям принять участие в тендере на доразработку месторождений страны в 2019-2020 гг.
«Месторождения разработаны, но есть дополнение или расширение (месторождений – прим. «НиК»), о котором было объявлено, и оно будет произведено в 2019 и 2020 гг. Российские компании, подобно другим, могут попробовать выиграть тендер, о котором будет объявлено»,
– цитирует посла РИА Новости. По словам дипломата, Катар призывает все российские компании, работающие в областях энергетики, промышленности, туризма, к инвестициям в экономику Катара, в том числе в области нефтяной и газовой промышленности, сферы услуг и инфраструктуры.
В ходе переговоров лидеров двух стран «Роснефть» и Катарский фонд образования, науки и социального развития подписали соглашение о сотрудничестве в сфере науки и образования. По условиям соглашения стороны планируют организовать повышение квалификации и переподготовку российских и катарских специалистов и инженеров в образовательных учреждениях, курируемых Катарским фондом, а также в ведущих российских вузах – партнерах «Роснефти» для обеспечения кадров знаниями и компетенциями, соответствующими современным тенденциям развития научно-исследовательской сферы, сообщает российская компания на своем сайте.
Руководитель направления «Газ и Арктика» Энергетического центра московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов в интервью «НиК» заметил, что в случае появления у российских компаний возможности проведения геологоразведочных работ на новых объектах это априори даст дополнительный материал и знания нефтегазовой отрасли РФ.
«Российская геологоразведка традиционно считается одной из сильнейших, в том числе и по территории Африки и Ближнего Востока. Отмечу, что в области сейсморазведки российские компании обладают вполне конкурентными возможностями и технологиями. Поэтому можно ожидать новых открытий и достижений, позитивной работы в Катаре», – заявил эксперт.
Он рассказал, что Россия давно пытается наладить отношения со странами-производителями газа.
«Ведение геологоразведочных работ в новых регионах мира, знакомство с ресурсной базой дают хорошую основу для последующего использования мощностей того же «Газпрома». По собственному опыту я знаю, что, когда есть возможность проводить работы на первичной фазе освоения месторождений, у вас появляется возможность строить планы на совместную добычу, переработку и транспортировку», – пояснил Самсонов.
На вопрос о том, возможно ли в будущем создание объединения экспортеров газа, похожего на нефтяной ОПЕК, эксперт ответил, что главным для этого сегмента углеводородного рынка является доступ к технологиям.
«Экспортеры природного газа, такие как Россия и Катар, в состоянии вести мощную кооперацию по разработке технологий для снижения себестоимости добычи сырья. Я считаю, что куда важнее иметь технологический и финансовый союз производителей природного газа, чем пытаться влиять на ценообразование. Это дает большую гибкость и одновременно требует координации действий. Именно такой производственный союз способен повлиять и на позицию предложения»,
– считает эксперт Энергетического центра московской школы управления «Сколково».
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, напротив, пока не видит положительных результатов у сотрудничества России и Катара в газовой сфере.
«Были надежды, что Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) будет показывать результаты по координации действий поставщиков на разных рынках. Но пока не видно нормального взаимодействия. Все получается само собой: из-за того, что СПГ дороже, он и идет на более дорогие рынки, прежде всего азиатские», – пояснил эксперт в интервью «НиК». По его мнению, возможности заняться геологоразведкой в Катаре, конечно, заманчивы, но из-за большой конкуренции он выглядят малоперспективными.
Тем не менее можно констатировать, что политическая конъюнктура складывается пока таким образом, что Катар будет скорее союзником России, чем противником, в том числе и на углеводородном рынке.
США не заменят ОПЕК+
Что же касается переговоров Саудовской Аравии с США, то они вряд ли что-то изменят на нефтегазовом рынке.
По мнению опрошенных «НиК» экспертов, наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Сальман посещал Вашингтон для личного знакомства с американским истеблишментом, а также для военной помощи.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов считает, что Эр-Рияду для реформирования своей сырьевой экономики интересно научное и технологическое сотрудничество с США. Однако каких-либо совместных действий на нефтяном рынке не просматривается. Кстати, прошедшая не так давно встреча руководства ОПЕК с представителями сланцевой индустрии США подтвердила это.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что у администрации нынешнего президента США слишком противоречивые интересы на мировом энергетическом рынке, так как ему одновременно нужна дорогая нефть для поддержания собственной нефтегазовой отрасли и дешевое углеводородное сырье для развития промышленности страны. В связи с этим нефтегазового союза Эр-Рияда и Вашингтона пока быть не может.
В то же время соглашение ОПЕК+ очень важно для всех нефтедобывающих стран – и без участия в нем России, которая является крупнейшим экспортером черного золота в мире, оно будет несостоятельным и не сможет влиять на рынок.
Поэтому пока сложно предположить, что Эр-Рияд договорится с Вашингтоном о координации своих действий на нефтяном рынке за спиной Москвы.
Екатерина Вадимова