«Независимая нефтегазовая компания», которой принадлежит крупнейшая сеть АЗС на Камчатке «ННК-Камчатнефтепродукт», оптимизирует поставки нефтепродуктов в регион и снижает на 1 рубль цены на бензин АИ-92 и зимнее дизельное топливо. Предыдущая попытка ННК понизить стоимость топлива в регионе привела к массовому недовольству владельцев независимых АЗС и обращению в ФАС.
В начале февраля президент РФ Владимир Путин заявил, что в сложившейся рыночной ситуации есть возможность для снижения цен на бензин, несмотря на повышение цены на нефть. В основном он связал ценообразование на топливо с величиной акцизов.
«Конечно, хотелось бы, чтобы «прибило» цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность. В некоторых регионах это обоснованно, потому что доставка сложная, инфраструктура не развитая. Но всегда за этим должна смотреть ФАС, я поговорю на этот счет с главой ведомства», – заявил он в Ростове-на Дону глава государства, отвечая на вопрос рабочего «Ростсельмаша».
Это заявление, даже несмотря на оговорку, стало сигналом для производителей топлива – цену на бензин и ДТ нужно как минимум придержать. Первой компанией, отреагировавшей на заявление президента, стала ННК. «ННК-Камчатнефтепродукт» существенно снизил оптовую и розничную цены на самые востребованные у населения края виды топлива.
«На 1 рубль снижена розничная цена на наших АЗС на бензин АИ-92 и на 1 рубль – на дизельное топливо зимнее. Также снижена оптовая цена на бензин АИ-92 для потребителей Камчатки на 1300 рублей за 1 тонну и на 1200 рублей за 1 тонну на дизельное топливо зимнее», – цитирует главу ННК Эдуарда Худайнатова «Интерфакс».
Худайнатов пояснил, что снижение цен стало возможно за счет оптимизации танкерных поставок нефтепродуктов с Хабаровского НПЗ компании:
«Ситуация на рынке Дальнего Востока стабильная, абсолютно нет никаких опасений каких-то сбоев поставок, либо какого-то резкого скачка цен. Транспортная составляющая в ценах на топливо в Камчатском крае составляет 25-30%, но мы смогли оптимизировать танкерные поставки».
По его словам, для развития стабильных поставок топлива в регион ННК планирует разместить на судоверфи «Звезда» заказ на строительство двух танкеров ледового класса для транспортировки нефтепродуктов на Камчатку с «ННК-Хабаровский НПЗ».
«Это крайне необходимое строительство двух танкеров ледового класса для круглогодичной поставки нефтепродуктов на Камчатку», – рассказал Худайнатов.
Глава ННК также сообщил, что компания намерена инвестировать порядка 10 млрд руб. в развитие топливной инфраструктуры Камчатки.
«У нас есть серьезные планы развития в Камчатском крае, гарантирующие надежное обеспечение топливом. Нам предстоит реконструкция и модернизация морского терминала и нефтебазы в Петропавловске-Камчатском и нефтебазы, на которой мы принимаем грузы из Владивостока с нашего терминала «Первая речка», – подчеркнул Худайнатов. Он также сделал заявление о том, что ННК планирует провести модернизацию своих АЗС в регионе, превратив их в современные автозаправочные комплексы с различными услугами, а также провести комплексную реконструкцию топливно-заправочного комплекса в международном аэропорту Петропавловск-Камчатский (город Елизово).
При этом Эдуарда Худайнатов сообщил, что ННК не планирует продавать свою сеть АЗС на Дальнем Востоке.
«Нет, не планирую, потому что наш розничный бизнес на Дальнем Востоке – самый эффективный во всей России, и мы это не скрываем»,
– сказал он. Топ-менеджер добавил, что АЗС ННК эффективны из-за выстроенной логистической составляющей и наличия модернизированного НПЗ в Хабаровске, для которого построен отвод от ВСТО.
Независимые АЗС жаловались на низкие цены в ФАС
Стоит отметить, что проблема стоимости топлива и, как следствие, транспортной доступности фактически стоит в регионе на первом месте. Цена на бензин и дизельное топливо на Камчатке вследствие удаленности региона от НПЗ и сложной логистики является одной из самых высоких в России. Литр АИ-92 стоит почти 46 руб., а зимнего дизельного топлива – более 50 руб. В декабре 2017 года очередное подорожание топлива вызвало недовольство жителей региона.
К тому же в декабре произошло событие, которое показывает тему повышения цен на бензин с другой стороны.
В Камчатское региональное управление ФАС поступила жалоба от некоммерческого партнерства «Владельцев АЗС Камчатки» (в него входят «Топливный союз Камчатки», «Востокнефтепродукт», «Нефтесоюз Камчатки», «Камчатская топливная компания»). Партнерство просило провести проверку на предмет установления АО «ННК-Камчатнефтепродукт» монопольно низких цен на топливо в сети своих заправок. Конкуренты «ННК-Камчатнефтепродукт» пытались доказать, что компания, используя свои возможности, специально занижала стоимость нефтепродуктов, чтобы «выдавить» с рынка конкурентов.
В управлении ФАС, как сообщал региональный портал «Кам 24», проверку по заявлению партнерства независимых АЗС проводить не стали.
«Партнерство не представило в ФАС доказательств того, что кто-то из его членов прекратил свою деятельность из-за того, что ННК-КНП якобы монопольно держит низкие цены. Кроме того, партнерство не представило информацию о причинах, по которым его участники вынуждены были закупать нефтепродукты у иных поставщиков в связи с действиями ННК-КНП по поддержанию монопольно низких цен»,
– рассказали в управлении. Таким образом, очевидно, что повышение стоимости нефтепродуктов отчасти было продиктовано региональными независимыми АЗС. По крайней мере, оно помогло им в конкурентной борьбе.
Согласно экспертным оценкам, проблема с ценами на бензин повторяется в регионе с завидной регулярностью и, как правило, - в зимнее время, что объясняется как объективными сложностями с логистикой, так и с «субъективным» желанием участников рынка собрать больше денег.
В частности, представитель отрасли в интервью «НиК» отметил, что основной поставщик топлива не может и не должен контролировать стоимость топлива на независимых заправках.
«Поставки топлива в регион осуществляются по графику, исходя из анализа рынка. Если заказчики не предоставляют информации об остатках, основной поставщик не может контролировать ситуацию», – заметил он. Что же касается стоимости ГСМ, он пояснил: «Каждый хозяин АЗС заботится только о своей прибыли, при этом гарантирующий поставщик всегда окажется крайним, даже если все делает правильно и вовремя, так как потребители склонны видеть виноватых в первую очередь в крупных компаниях, а не в своём домашнем ритейлере».
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что на Камчатке легко повышать стоимость топлива, так как возить его действительно далеко, и в силу географических причин появление там топлива с другого НПЗ затруднено. Он заметил, что похожая ситуация сложилась в Якутии, где население давно просит построить НПЗ.
«Отдаленность Камчатки, а также отсутствие сильного регионального лобби на федеральном уровне и создает почву для регулярного возникновения проблем с топливом», – заявил эксперт в интервью «НиК».