Подорожавшая нефть вновь привлекает инвесторов и «размораживает» шельфовые проекты в Арктике. В частности, «Роснефть» определила еще два блока для бурения поисково-оценочных скважин на участках «Восточно-Приновоземельский-1» и «Восточно-Приновоземельский-2» в акватории Карского моря. Таким образом, российский нефтяной сектор готовит наиболее перспективный арктический шельф к новому этапу высоких цен на углеводородное сырье, который, по мнению ряда экспертов, должен начаться в 2020-х годах.
Новая «Саудовская Аравия»?
На «Восточно-Приновоземельском-1» бурение скважин планируется на структуре «Викуловская», на «Восточно-Приновоземельском-2» – на структуре «Рагозинская» (западный купол). Ранее, в сентябре 2014 года, «Роснефть» по результатам бурения скважины «Университетская-1» открыла новое крупнейшее месторождение «Победа» на лицензионном участке «Восточно-Приновоземельский-1». «Университетская-1» – самая северная скважина России, она находится на 74-й параллели cеверной широты в 250 километрах от материковой части. Глубина моря в этом месте составляет порядка 80 метров, длина скважины – 2113 метров.
Результаты бурения оправдали ожидания нефтяников. Сообщалось, что впервые за 50 лет «Роснефти» удалось открыть новую Карскую морскую провинцию, которая является продолжением крупнейших нефтегазоносных структур Западной Сибири на морской шельф.
По оценкам экспертов, запасы Карской морской провинции превосходят такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, и сравнимы со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии.
И хотя условия для работы компаний на Аравийском полуострове никак нельзя сравнить с работой в высоких широтах, в среднесрочной перспективе арктическая нефть может стать востребованной, поскольку в следующем десятилетии прогнозируется значительный спад добычи в ближневосточных странах.
Согласно исследованиям норвежского Арктического университета Тромсе, изменения климата вскоре начнут положительно влиять на промышленное производство углеводородов в арктическом регионе. К тому же спрос на черное золото в мире постоянно растет, а с переводом хотя бы части транспорта на электродвигатели потребление нефти нашей цивилизацией, по данным Greenpeace, увеличится в несколько раз.
Активным работам в высоких широтах мешала как экономическая конъюнктура в виде низкой стоимости черного золота, так и проблема технического отставания отечественной нефтегазовой отрасли. Напомним, что поддержку проекту разработки месторождения на Карском море и бурению скважины «Университетская-1» оказывала американская ExxonMobil, которая была вынуждена свернуть деятельность по проекту в 2014 году, после введения санкций.
Однако последние три года не прошли для нашей страны даром. Благодаря санкционному давлению России удалось возродить часть производства высокотехнологичного нефтегазового оборудования. Кроме того, была заложена основа и для проведения дальнейших работ в Арктике.
Глава Министерства природных ресурсов Сергей Донской уже заявил, что в связи с намерением «Роснефти» продолжать поисковое бурение в акватории Карского моря Минприроды будет содействовать госкомпании в ее работах.
Компании увеличили затраты на геологоразведку в Арктике
Пресс-секретарь Министерства природных ресурсов РФ Николай Гудков на запрос «НиК» о работе российских компаний в этом регионе ответил, что пока на арктическом шельфе добыча осуществляется только на Приразломном месторождении в Печорском море.
«Вместе с тем Арктика и прилегающий к ней шельф являются уникальными по сосредоточению там запасов углеводородов. До 80% всех запасов шельфа расположены в арктических морях. Уже сейчас на шельфе арктической зоны Российской Федерации открыты 33 месторождения», – уточнил Гудков.
По его словам, в настоящее время основным видом работ на шельфе является геологоразведка.
«Начиная с 2019 года в акваториях Баренцева и Карского морей будут активно вестись работы по бурению разведочных и поисковых скважин. По результатам работ и определения ресурсной базы потенциальных месторождений можно будет сказать, насколько целесообразна их разработка в текущих условиях. Применяемые в Арктике технологии во многом являются уникальными, позволяя Российской Федерации развивать и совершенствовать технологические компетенции, несмотря на действующий санкционный режим, а также создавать задел для работы будущих поколений.
Затраты ВИНК на геологоразведку на шельфе, в том числе на арктическом, по предварительным данным, в 2017 году выше, чем в 2016 году. Выросли объемы относительно предшествующего года выполненных сейсморазведочных работ 2D и 3D, увеличилось количество пробуренных поисковых и разведочных скважин. Это говорит об увеличении активности компаний»,
– рассказал пресс-секретарь Министерства природных ресурсов.
Работы в высоких широтах ведутся постоянно
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев отметил, что «Роснефть» все три года, прошедшие с момента открытия месторождения «Победа», не прекращала работу в Арктике.
«На сегодняшний день технологии по добыче нефти и газа в Арктике ни у одной компании мира просто не существует, там ведется добыча только на мелком шельфе. Например, так работает платформа «Приразломная» или месторождения в норвежском секторе Баренцева и Северного морей. Работать в таких высоких широтах, как в Карском море, достаточно сложно. Правда, сейчас погода значительно изменилась, северная полярная шапка по площади сократилась почти в два раза. Тем не менее остается проблема ледовой обстановки, айсбергов, которые представляют опасность для добычи», – пояснил эксперт в интервью «НиК».
Он уточнил, что в последние годы, помимо геофизических исследований и сейсморазведки, «Роснефть» вела в Арктике разного рода вспомогательные операции, например буксировку айсбергов и другие схожие работы.
«Эта деятельность в конечном итоге приводит к тому, что у России нарабатываются собственные технологии и возможности для ведения поисково-разведочного бурения на арктическом шельфе»,
– заявил Танкаев.
По его словам, для разработки оборудования, которое необходимо использовать в Арктике, создано две верфи, включающие научно-производственные комплексы, – «Звезда» рядом с Владивостоком и «Росляков» недалеко от Мурманска: «Конечно, участие крупных западных компаний, таких как ExxonMobil, которые имеют значительный опыт в этих по большей части исследовательских работах, было полезно, но поскольку возникли санкции, Россия перешла к самостоятельному освоению арктических территорий. При этом работа на шельфе для «Роснефти» не является экзотикой. Компания успешно работает на шельфе Вьетнама. В частности, в прошлом году она даже получила орден от правительства этой страны за безаварийную работу в течение 15 лет, что является рекордом для нефтегазовой отрасли», – рассказал эксперт.
Он уточнил, что к самому бурению на арктическом шельфе Россия еще немного не готова:
«Стране необходимо начать выпускать собственные буровые платформы и значительно увеличить флот вспомогательных судов. Если ледокольный флот РФ самый большой в мире, то вспомогательных судов у нас явно не хватает. Сейчас заложены первые такие суда на верфи «Звезда», там же планируется выпускать и нефтяные платформы».
Танкаев уверен, что ExxonMobil, конечно, захочет вернуться в Россию. Все основные перспективные ресурсы углеводородного сырья сосредоточены именно на территории РФ, однако в условиях санкций американским компаниям работать достаточно сложно, хотя они все равно продолжают это делать.
«Политика – это одно, а бизнес – другое. Например, в работах на верфи «Звезда» участвует General Electric»,
– резюмирует эксперт.
«Роснефть» будет участвовать в аукционе на разработку месторождения Хара-Тумус
Стоит отметить, что, помимо бурения поисково-оценочных скважин в Карском море, «Роснефть» планирует участвовать в аукционе на разработку месторождения Хара-Тумус на полуострове Таймыр. Госкомпания уже подала соответствующую заявку, аукцион назначен на 21 марта. Напомним, что «Роснефть» начала бурение первой скважины в Хатангском заливе с полуострова Хара-Тумус в апреле 2016 года. Компания еще не завершила бурение, но уже поставила на баланс в ГКЗ 81 млн тонн запасов нефти, месторождение получило название «Центрально-Ольгинское».
В связи с этим можно предположить, что присутствие российских нефтегазовых компаний в арктическом регионе будет только увеличиваться.