Posted 25 января 2018,, 08:14

Published 25 января 2018,, 08:14

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Требуется инвестор, обращаться в Тегеран

25 января 2018, 08:14
Иран объявил о намерении привлечь иностранные нефтегазовые компании для строительства трубопровода в Оман – к числу «политизированных» газовых проектов прибавился еще один.

Прокладка морских газопроводов практически всегда затрагивает вопросы геополитики. На днях Иран объявил о намерении привлечь нефтегазовые компании Европы, Азии и России для строительства трубопровода в Оман. Поскольку строительство новой газовой артерии на Ближнем Востоке, где пересекаются интересы Саудовской Аравии, Катара, США и Ирана, не может проходить в спокойной обстановке, очевидно, что к числу «политизированных» газовых проектов прибавился еще один.

Из Ирана в Оман

На днях иранские СМИ со ссылкой на источники в Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) сообщили, что Тегеран может привлечь к проекту строительства газопровода в Оман нефтегазовые компании Европы и Азии, такие как Total, Royal Dutch Shell, Uniper, E.ON, Kogas и Mitsui & Co. Ранее исполнительный директор NIOC Али Кардор рассказывал о заинтересованности Ирана в участии «Газпрома» в строительстве газопровода Иран – Оман.

В феврале 2017 года Иран и Оман подписали предварительное соглашение по данному проекту, стоимость которого оценивается в $1,2 млрд.

Для его реализации предусматривается расширение существующей трубопроводной инфраструктуры почти на 200 километров для передачи газа из портового иранского города Ассалуйе, расположенного на берегу Персидского залива, в Кухмобарак (иранская провинция Хормозган, побережье Оманского залива). Из Кухмобарака будет проложен подводный трубопровод в оманский порт Сохар. Иранские СМИ отмечают, что султанат может импортировать до 20 млрд кубометров газа в год.

Но реализовать морскую часть проекта будет непросто. По словам министра нефти Ирана Бижана Намдара Зангане,

трубопровод обойдет морскую границу ОАЭ, так как Эмираты не позволят вести строительство в своих территориальных водах.

Газопровод придется прокладывать на глубине до 1 тыс. метров (если идти по территории ОАЭ, глубины будут около 300 метров).

Газовые проекты Ирана

Стоит заметить, что это далеко не первый проект в газовой сфере, о котором заявляет Иран. Существуют такие проекты, как «Иран СПГ», а также газопровод из Ирана в Индию через Пакистан. По последнему в ноябре 2017 года «Газпром» и иранская NIOC подписали меморандум о взаимопонимании, который позволяет компаниям приступить к подготовке технико-экономического обоснования. Справедливости ради отметим, что дальше меморандумов работа не идет.

Что же касается намерений построить газопровод в Оман, то этот проект также вызывает массу вопросов, начиная с первого и самого главного: гигантское месторождение Южный Парс, которое Тегеран делит с Катаром, пока еще не обладает всей необходимой инфраструктурой.

Кроме того, не совсем понятно, насколько оправдана прокладка дорогостоящего морского газопровода в Оман, потребляющий не так много газа. У Омана нет возможности реэкспортировать газ в соседние страны из-за политических проблем региона.

Отраслевые эксперты по-разному видят будущее данного проекта, но сходятся в одном: он слабо проработан, а его реализация будет осложнена из-за возможных политических и экономических проблем.

Газопровод будет построен

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что у Омана есть мощности по производству СПГ, которые не полностью загружены, поскольку в стране выросло собственное потребление и собственной добычи для сжижения не хватает. Поэтому государство ищет внешние источники сырья как для своего внутреннего рынка, так и для загрузки СПГ-завода.

«В рамках прокладки газопровода Оман предполагает расширение действующего завода по сжижению, а поскольку Оман – ведущий союзник Ирана на Аравийском полуострове, то прокладка газопровода из одной страны в другую вполне логична. Обе страны заинтересованы в реализации проекта. И сейчас они по всему миру ищут деньги на строительство данного газопровода, уже есть заинтересованные инвесторы», – сообщил эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что реализации проекта может помешать то, что у Ирана не лучшие отношения с США: Вашингтон может и не снять санкции с Тегерана.

«Сейчас это будет один из наиболее обсуждаемых в мире проектов, в котором, как всегда на Ближнем Востоке, хорошо перемешаны политика и экономика. Заинтересованность в нем есть у российских и европейских энергокомпаний, но с другой стороны, есть и опасения: рядом Йемен, где идет гражданская война, а также существует противодействие США. Но мне кажется, так или иначе этот проект будет реализован, просто непонятно в какой срок»,

– резюмировал Правосудов.

Тегеран «мутит воду»

Заведующий кафедрой международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко, напротив, считает экспортные перспективы газопровода из Ирана в Оман весьма туманными.

«Я не слышал, чтобы Оман в последнее время инвестировал серьезные средства в какие-нибудь СПГ-проекты. Принимая во внимание его географическое положение, не понимаю, куда потом этот газ можно будет экспортировать. Газопровод из Омана никуда не протянешь, возможно, речь идет только о сжиженном газе, но страна не такая богатая, чтобы создать хорошо развитую инфраструктуру по производству СПГ. Может быть, речь идет об удовлетворении каких-то внутренних потребностей Омана в энергосырье, но в то же время и экономика страны не очень развита, поэтому непонятно, с какой целью она будет использовать этот газ», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Он предполагает, что, скорее всего, дело в самом Иране.

«Тегеран очень любит вбрасывать в информационное поле провокационные заявления. Это связано как с политической деятельностью страны, так и с экономической. Стратегия Ирана по всем вопросам политэкономического характера заключается в том, чтобы максимально «замутить воду» и никто в принципе не понял, что происходит.

Возможно, заявление о строительстве газопровода связано с внутриполитической ситуацией и попыткой отвлечь внимание международного сообщества от последних протестов в стране. Может быть, Тегеран старается привлечь инвестиции»,

– пояснил Демиденко.

Эксперт рассказал, что он неоднократно сталкивался с подобной иранской стратегией, когда исследовал информацию о научно-техническом развитии страны.

«Они максимально «мутят воду». Вероятно, именно в этом ключе и следует рассматривать подобного рода заявления. Поскольку беспристрастный анализ информации о желании Ирана построить газопровод в Оман говорит о том, что эта идея пустая. Вероятнее всего, никакой практической целесообразности в подобных заявлениях нет. И с большой долей вероятности нет никаких реальных проектов», – указал Демиденко.

20 лет проекту Иран Пакистан Индия

Рассматривая проект Иран – Пакистан – Индия, эксперты также считают, что пока на его пути стоят очень большие препятствия.

«Проект газопровода из Ирана в Индию через Пакистан – старый проект, который поддерживает в том числе и Россия. Но главная проблема заключается в противостоянии Пакистана и Индии», – пояснил Правосудов.

Демиденко также рассказал, что проекту газопровода Иран – Пакистан – Индия уже 20 лет.

«Непонятно, что они будут поставлять, ведь Иран еще не разработал свое крупнейшее месторождение Южный Парс. Иран пока только потенциально богатая газом держава. Ему нужно показать рынок сбыта, чтобы найти инвестиции в газовый сектор, но пока такого рынка сбыта нет.

При обсуждении данного проекта в 2007-2008 годах доходило до того, что Иран заявлял о желании построить газопровод Иран – Пакистан – Индия без участия Индии. Поэтому все, что касается иранского газа, – это вещь еще совершенно пустая», – считает эксперт.

По его мнению, прокладка газовой артерии невозможна и из-за того, что газопровод должен будет проходить через самый нестабильный район Пакистана.

"