Posted 29 декабря 2017, 07:00
Published 29 декабря 2017, 07:00
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
В стратегии будут обозначены конкурентные преимущества и точки роста для каждого субъекта Федерации наряду с определением их экономического профиля и конкретной роли в межрегиональных и международных кооперационных связях.
Такая задача была поставлена на последнем в 2017 году заседании Госсовета, которое прошло в Кремле 27 декабря под председательством Владимира Путина и было целиком посвящено проблеме оздоровления делового климата и повышения инвестиционной привлекательности регионов. Как отмечалось на Госсовете, сегодня это одна из ключевых проблем экономики, решение которой требует новых системных подходов. И прежде всего, в части адаптации нормативно-правовой базы к новым реалиям российской экономики, снятия инфраструктурных, административных и финансовых ограничений для инвесторов.
«Мы сможем задать на долгосрочный период внятные, предсказуемые ориентиры для реализации частных инвестиционных инициатив и бизнес-проектов, соответствующим образом поддерживать их со стороны государства. Исходя из этого нужно скорректировать соответствующие государственные и муниципальные программы, планы естественных монополий по размещению транспортных, энергетических, социальных объектов», – заявил Путин.
В качестве примера были упомянуты судостроительные предприятия и портовые объекты.
«Не нужно нам никакого дублирования и расходования средств, – подчеркнул Путин. – Нам нужно сосредоточиться на достижении конкретного результата, определить механизмы гарантированного финансирования приоритетных инфраструктурных проектов, важных для развития регионов, работы бизнеса».
При этом было отмечено, что в значительной мере «инвестиционная динамика зависит от качества региональных управленческих команд».
За последние три года на фоне кризиса объем капиталовложений в целом по стране сократился на 7,9%. При этом в 21 субъекте РФ был зафиксирован рост инвестиций в основной капитал. В десятке регионов-лидеров реальные объемы инвестиций выросли почти на 40%. Это Амурская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Тульская области, Якутия, Кабардино-Балкария, Ямало-Ненецкий округ.
Особенно важно, что в 2017 году заметно укрепили позиции дальневосточные регионы, где ключевым сегментом экономики является добыча и переработка полезных ископаемых.
В числе приоритетных ориентиров для привлечения частных инвестиций и создания новых инструментов господдержки были указаны территории опережающего развития (ТОР) и бизнес-проекты в Дальневосточном федеральном округе.
В округе формируется нефтегазохимический кластер с заявленными объемами готовой продукции порядка 40 млн тонн, ориентированный на рынки Китая и АТР. При этом среди главных конкурентных преимуществ дальневосточного экспорта нефтегазохимии рассматриваются такие факторы, как размещение производственных объектов (в том числе дочерних структур «Роснефти» и «Газпрома») в непосредственной близости к морским портам и огромным запасам углеводородного сырья, включая уникальное по качеству. По данным Министерства развития Дальнего Востока, сырьевая база ДФО оценивается в 1,3 млрд тонн нефти и конденсата, а также в 4,6 трлн кубометров природного газа.
В сфере нефтепереработки и нефтегазохимии на Дальнем Востоке реализуются 14 проектов общей стоимостью более $50 млрд. Наряду с ведущими российскими компаниями («Роснефтью», «Газпромом», СИБУРом, «Сургутнефтегазом») в региональные проекты, в том числе на условиях резидентов ТОР, уже вошли ряд крупных зарубежных инвесторов, среди которых BP, ExxonMobil, Shell, Mitsubishi и другие.
«Ряд налоговых преференций компании уже получают как резиденты ТОР – по налогам на прибыль и на имущество», – отметил аналитик VYGON Consulting Дмитрий Акишин в комментарии «НиК». Кроме того, в рамках дальневосточных территорий опережающего развития государство напрямую участвует в инфраструктурных проектах.
Что касается налоговых преференций проектам нефтегазохимии на Дальнем Востоке, то основным инструментом поддержки строительства новых пиролизов на нафте, по словам Дмитрия Акишина, является вычет по акцизу (в 2017 году – около 6,4 тыс. руб. на каждую тонну).
«Данный механизм позволяет значительно увеличить инвестиционную эффективность капиталоемких нефтехимических проектов, – подчеркнул эксперт. – Для стратегически важных для государства проектов целесообразно дополнительное целевое увеличение коэффициента вычета в целях обеспечения приемлемого уровня доходности инвесторов».