Прежде всего, год ознаменовался сделкой между странами ОПЕК+, предпринявшими немалые усилия для ликвидации профицита на мировом рынке. Цель экспортеров, заключающаяся в достижении 5-летнего среднего уровня запасов нефти, как ожидается, будет достигнута в 2018 году. Участники сделки продолжают четко следовать ее условиям, демонстрируя высокий уровень соблюдения договоренностей, превысивший в ноябре 100%.
Как известно, мотивом для принятия решения по сделке ОПЕК стало рекордное падение цены на нефть в январе 2016 года – до $27,7 за баррель нефти марки Brent. Первая попытка ограничить предложение была сделана еще в апреле 2016 года в рамках ОПЕК, но саммит в Дохе провалился. Затем была встреча ОПЕК и присоединившихся к организации стран во главе с Россией в ноябре 2016 года, после чего ситуация медленно стала выравниваться. Именно 2016 год заложил основу для большинства движений на нефтяном рынке в 2017 году.
Эксперт компании «Международный финансовый центр» Роман Блинов напоминает, что в 2015 году Россия ввела ограниченный войсковой контингент на территорию Сирийской Арабской Республики по просьбе ее руководства.
«Я считаю, что во многом успех проводившейся на территории Сирии военной операции по разгрому террористов и привел к возможности прекратить бесконтрольные поставки сырой нефти из ряда нефтеносных районов Ближнего Востока в целом. А в совокупности с картельным договором ОПЕК, к которому примкнули и страны, не входящие в организацию, в 2017 году стало возможно стабилизировать рынок углеводородов и сбалансировать спрос и предложение на рынке. Это оказало существенное влияние на участников торгов вербально и технически, вызвав рост цен на энергоносители в мире.
Развивая свой военный успех в борьбе с террористами на Ближнем Востоке, российские ВКС и спецназ оказали рынку сырья неоценимую услугу, играя на повышение котировок фьючерсов на поставки нефти»,
– говорит Блинов.
По итогам 2017 года эффект от сделки ОПЕК+ по снижению добычи нефти проявился в полной мере.
«Цена нефти уверенно закрепилась выше $60 за баррель, что отвечает интересам производителей (в первую очередь – России и Саудовской Аравии) и потребителей. Для последних это выразилось в стабилизации цен на топливо и росте инфляции в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) до 2%», – говорит Михаил Грачев, финансовый консультант TeleTrade.
Нефть завершает 2017 год в русле восходящего тренда, собираясь отметить шестой месяц роста кряду и торгуясь близ максимумов середины 2015 года.
Пиковые максимумы были достигнуты 12 декабря на отметке $65,82. Напомним, что 2017 год котировки начали в районе $57 за баррель, а минимумы были отмечены на уровне $44,36 в июне.
«В середине 2018 года производители планируют пересмотреть условия пакта ОПЕК и, возможно, анонсировать план выхода. Насколько болезненным это станет для рынка, будет зависеть не только от «ловкости» экспортеров, но и от поведения американских сланцевых производителей», – полагает Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.
Крупнейшие отраслевые ведомства пророчат новые рекорды добычи в США, которая уже приближается к отметке 10 млн баррелей в сутки. По мнению Мащенко, теоретически усилия американских компаний способны и далее создавать помехи странам ОПЕК+. Но важно учитывать, что по мере истощения резервов легкодобываемой нефти на сланцевых месторождениях будут расти расходы на добычу в более сложных локациях, что способно охладить пыл американских компаний. Если так, то 2018 год может оказаться не менее удачным для рынка нефти и даже более стабильным.
«Министр нефти Ирака заверил рынки, что уже в первом квартале 2018 года спрос и предложение будут сбалансированы. Чиновник подчеркнул, что мировые запасы энергоносителей уже снизились до приемлемых уровней. Вербальные интервенции оказали определенную краткосрочную поддержку котировкам текущих дней, но эффект быстро сошел на нет», – отметил Мащенко.
Во-первых, отмечает эксперт, оптимистичные прогнозы омрачает неопределенность в отношении сланцевой добычи. Во-вторых, позитив от перебоев в поставках через трубопровод Forties постепенно теряет свою силу.
Оператор трубопроводной системы Ineos сообщил, что артерию уже тестируют после устранения неполадок и прокачка нефти вернется в штатный режим уже в начале января. А это повод фиксировать прибыль, поскольку недавняя волна покупок Brent во многом была обусловлена этим фактором.
Между тем самым значимым событием 2017 года на сырьевом рынке Грачев называет сокращение почти до нуля дисконта между сортами нефти Brent и Urals.
«Традиционно дисконт составлял около $2 не в пользу российского сорта, но к концу года эта разница практически нивелировалась. При мировых ценах на Brent выше $60 за баррель и курсе российского рубля чуть ниже 59 рублей за $1 российская нефть Urals в декабре 2017 года продается приблизительно около 3900 рублей за баррель. В бюджет 2017 года заложена цена 3500 рублей за баррель, поэтому каждые лишние 400 рублей за баррель при суточной добыче около 10 млн баррелей дают государству каждый день около 4 млрд руб. внепланового дохода. Это отличный подарок бюджету накануне Нового года», – отмечает аналитик.
По его мнению, основным уроком уходящего «нефтяного» года для России является выявление возможности и реализации договоренностей с Саудовской Аравией. Это справедливо не только для нефтяного рынка, но и в рамках принятых решений о продаже вооружения Эр-Рияду и политического урегулирования конфликта в Сирии.
«Еще несколько лет назад сам факт переговоров и договоренностей со стратегическим партнером США на Ближнем Востоке был невозможен. Теперь Россия не только ведет переговоры, но и реализует их к совместному интересу. Это то, что более всего ценится в арабском мире: Россия сказала – Россия сделала.
Дальнейшая судьба договоренностей о сокращении добычи теперь зависит от позиции Ирана, Ирака и Венесуэлы, экономика которой летит в пропасть. Но основная цель достигнута – Россия и саудиты показали пример плодотворного сотрудничества»,
– говорит Грачев.
Как отмечает Блинов, вопрос спроса и предложения, согласно договору о сокращении поставок углеводородов на мировой рынок со стороны ОПЕК+, был взят в «ежовые рукавицы» основными участниками рынка добычи сырья. Невзирая на увеличение числа «сланцевиков» и пересмотр МЭА прогноза объемов потребления нефти мировой экономикой в 2018 году в сторону понижения, цены на черное золото встречают 2018 год максимальными отметками за последние полтора года.
«Мы вполне подошли к тому моменту, когда большинство российских игроков рынка поставок углеводородного сырья начинают во весь голос говорить и делать значимые шаги не только к развитию своих разведанных и доказанных запасов нефти, но и расширять процессы глубокой переработки первичного сырья, что, на мой взгляд, является основной заслугой уходящего 2017 года», – заключил Роман Блинов.