Posted 22 декабря 2017,, 09:16

Published 22 декабря 2017,, 09:16

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Российская нефтехимия требует модификации системы отраслевых субсидий

22 декабря 2017, 09:16
Субсидии должны быть целевыми и сохранены только для инвесторов в новое производство.

К таким выводам пришли эксперты компании VYGON Consulting, проанализировав экономические стимулы для российской нефтехимии.

Эксперты отмечают, что глобальная нефтехимическая отрасль находится в списке наиболее динамично развивающихся – по темпам роста она вдвое опережает мировой ВВП.

При этом Россия, являясь одним из лидеров по добыче углеводородов, существенно отстает в развитии нефтехимии от стран, гораздо скромнее обеспеченных собственными запасами сырья.

Суммарная мощность всех российских пиролизных установок по этилену составляет менее 2% от мировой, или 3 млн тонн в год.

Несмотря на проведенную модернизацию на ряде предприятий, их предельная загрузка существенно сдерживает рост производства конечных продуктов. Из заявленных к 2017 году 7,8 млн тонн новых мощностей (по этилену) не было введено ни одной. В среднесрочной перспективе заработают только два комплекса мощностью 2,1 млн тонн в год («ЗапСибНефтехим» и «Нижнекамскнефтехим»). Причина отставания от графиков – нехватка транспортной инфраструктуры, необходимой для сбора сырья на производствах.

При этом эксперты высоко оценивают конкурентоспособность российской нефтехимической индустрии. Она обеспечивается за счет близости производств к регионам добычи сырья и системы отраслевых субсидий через механизмы экспортных пошлин на сырье и вычета по акцизам на нафту. Налоговый маневр увеличил объем стимулирования пиролизов на нафте приблизительно на 2 тыс. руб./т, при том что продукт и так является самым субсидируемым в России.

Пиролизные установки на нафте останутся экономически эффективными даже без вычетов по акцизам, но для реализации новых проектов этот механизм критически важен.

Для стимулирования развития отрасли, полагают эксперты VYGON Consulting, целесообразно модифицировать субсидию и сделать ее целевой – сохранить только для компаний, которые инвестируют в строительство новых нефтехимических объектов.

В исследовании VYGON Consulting также отмечается, что в России отсутствуют специализированные инструменты стимулирования развития отрасли. Все имеющиеся механизмы являются производными от системы стимулирования нефтегазовой отрасли. Это несет дополнительные риски для инвесторов.

Выбранный в рамках Плана развития газо- и нефтехимической отрасли до 2030 года кластерный подход является оптимальным. Многие зарубежные производители (например, Саудовская Аравия, Китай, Иран) делают упор на создание технологических кластеров, происходящее при активном участии государства.

Основными инструментами поддержки выступают софинансирование инфраструктуры, налоговые каникулы, снижение государственных тарифов, фиксация цен на сырье и пр.

«Данный подход хорошо зарекомендовал себя в других странах. Однако он работоспособен только при участии государства в строительстве инфраструктуры, в том числе для обеспечения отрасли сырьем. Именно его нужно взять на вооружение в России для реализации колоссального ресурсного потенциала», – резюмируют эксперты.

Материалы по теме
Куда идет нефтехимия?
"