Пока Россия и Саудовская Аравия бились за пролонгацию соглашения ОПЕК+, внутри самой организации экспортеров нефти наметилась «революционная ситуация». Венесуэла, которая ранее была одним из главных инициаторов заключения соглашения по сокращению добычи, сообщила о своем желании резко увеличить производство нефти – на 1 млн баррелей в сутки. Очевидно, что такое непоследовательное поведение Каракаса в лучшем случае невежливо по отношению к другим экспортерам нефти, а в худшем – может разрушить планы ОПЕК по стабилизации рынка.
Впрочем, пока в серьезность намерений руководства Венесуэлы мало кто верит. Экономическая и политическая ситуация в стране не способствует трудовым подвигам нефтяников. Тем не менее, когда подобные заявления делает государство с официально признанными крупными запасами нефти, это может стать хорошим поводом для падения цен на черное золото.
Стоит отметить, что заявление об увеличении добычи сделал генерал-майор Национальной гвардии новый министр нефти Венесуэлы и глава компании PDVSA Мануэль Кеведо.
«Если мы смогли построить более миллиона домов, мы сможем и восстановить более чем 1 млн баррелей (добычи – прим. «НиК»)», – цитирует Кеведо портал Universal. Генерал также пообещал реструктуризацию всех сфер нефтедобывающей промышленности страны: «Ожидание такое, что в PDVSA должна быть сделана настоящая очистка, а работать должны остаться достойные». Очевидно, что столь эмоциональные слова скорее относятся к последнему коррупционному скандалу в стране и их сложно рассматривать как серьезное объявление о намерениях.
Напомним, что в конце ноября в Венесуэле был задержан министр нефтяной и горнорудной промышленности Эулохио дель Пино и глава компании PDVSA Нельсон Мартинес. Они подозреваются в причастности к коррупции. Также было задержано руководство Citgo (американского подразделения PDVSA), в том числе президент компании Хосе Анхель Перейра Руимвик. Причиной стал контракт, подписанный с двумя финансовыми организациями, по рефинансированию долга 2014-2015 годов на условиях, невыгодных PDVSA. В частности, в качестве гарантий было предложено имущество Citgo, а значит, собственность государства. По словам генпрокурора Венесуэлы Тарека Уильяма Сааба, в общей сложности в рамках расследования внутри PDVSA как минимум 50 менеджеров арестованы.
Вкупе с коррупционным скандалом на руководство страны могла оказать влияние и нефтяная статистика, показавшая, что в октябре 2017 года добыча нефти PDVSA, по данным ОПЕК, впервые за 28 лет составила менее 2 млн баррелей в сутки. С 2015 года по октябрь 2017 года добыча снизилась почти на 700 тыс. баррелей.
Игра для инвесторов
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов считает, что вряд ли Венесуэла может быстро нарастить добычу нефти на 1 млн баррелей.
«Нефтяные запасы Венесуэлы занимают значимое место, но по классификации Американского института нефти (API) это тяжелая и сверхтяжелая нефть. Освоение таких месторождений сложнее, чем даже добыча из низкопроницаемых коллекторов (сланцевой нефти). Сама по себе тяжелая нефть – природный битум, переработка которого в жидкое состояние требует очень серьезных усилий. Собственно, разработка тяжелой нефти реки Ориноко как раз и может стать тем дополнительным миллионом баррелей, который собирается добывать страна», – сообщил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что Венесуэле не стоит рассчитывать на увеличение добычи легкой нефти, месторождения которой расположены в прибрежных районах страны.
«На этих месторождениях нефть добывается с 1930-х годов, и сейчас уже сложно рассчитывать на серьезное увеличение добычи. В 1990-е годы Венесуэла имела пик по добыче нефти – 3,5 млн баррелей в сутки, но уже к началу 2010-х годов добыча упала примерно до 2 млн баррелей. С началом введения ограничений добычи по соглашению ОПЕК+ добыча в стране продолжила свое падение. Нефти извлекалось даже меньше, чем было разрешено по квотам», – пояснил Анпилогов.
По его мнению, заявления Венесуэлы – это игра, рассчитанная на привлечение инвесторов в нефтяной сектор страны: «Такую же игру проводил Иран, когда он возвращался на рынок. Представители Тегерана тоже говорили о 5-7 млн баррелей, которые они собираются в ближайшее время добывать».
При этом эксперт считает, что для реальных результатов по увеличению добычи Венесуэле необходима кропотливая работа по повышению коэффициента извлечения нефти на старых месторождениях и освоению сверхтяжелой нефти бассейна реки Ориноко: «Только благодаря этим усилия страна может постепенно нарастить добычу, что позволит ей в дальнейшем удерживать ее на уровне 2-2,5 млн баррелей в сутки».
Венесуэла нуждается в нефти
Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева заметила в интервью «НиК», что в рамках сделки ОПЕК+ Венесуэла может нарастить добычу только в том случае, если другие участники соглашения будут меньше добывать из-за падения спроса на их нефть.
«Однако если этого не произойдет, нарастить добычу Венесуэле в рамках действующего соглашения будет сложно. Тем более что она одна из первых инициировала это соглашение и очень активно его продвигала. Поэтому нарушать его было бы со стороны Каракаса, по крайней мере, некрасиво», – заявила аналитик.
В то же время она считает, что Венесуэла не собирается увеличивать добычу до каких-то значительных показателей, поэтому, возможно, все обойдется без выхода из сделки ОПЕК.
«Для Венесуэлы, учитывая сложившуюся ситуацию, очень важно нарастить добычу, поскольку экономика страны очень сильно зависит от этого», – указала Анна Кокорева. На вопрос о том, способна ли эта страна в принципе производить больше нефти, аналитик ответила утвердительно, отметив, что нынешнее падение добычи произошло в большей степени по социально-экономическим причинам.
Венесуэла поддержит криптовалюту
Стоит отметить, что на прошедшей неделе власти страны делали достаточно много экстравагантных заявлений. В частности, президент Венесуэлы Николас Мадуро сообщил о намерении в ближайшее время подписать сертификацию криптовалюты El Petro, которая будет поддержана венесуэльскими запасами нефти. Министерство финансов Венесуэлы уточнило, что криптовалюта необходима для осуществления финансовых транзакций и поиска новых способов финансирования.
Использование виртуальной валюты, поддерживаемой нефтяными запасами, – это новая и достаточно революционная форма привлечения инвестиций. Поэтому, возможно, Венесуэла еще преподнесет сюрпризы всему нефтяному рынку и изменит существующие правила игры.