8 декабря президент РФ Владимир Путин примет участие в торжественной церемонии загрузки первого танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» сжиженным газом с завода «Ямал СПГ» в поселке Сабетта. Вместе с российским президентом в церемонии ожидается участие главы Минэнерго РФ Александра Новака и министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха.
Завод «Ямал СПГ» позволит России более свободно продавать СПГ на европейские и азиатские рынки. Уверенность в это вселяет тот факт, что в число акционеров проекта, помимо НОВАТЭКа (50,1%), входит французская Total, которой принадлежит 20%, китайская CNPC (20%) и Фонд «Шелкового пути» SRF (9,9%). С вводом в эксплуатацию всех трех очередей завода, что запланировано на 2019 год, Россия сможет значительно укрепить свои позиции в данном сегменте газового рынка.
«Ямал СПГ» после выхода трех его линий на проектную мощность должен производить 16,5 млн тонн сжиженного газа в год на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале.
Запасы месторождения оцениваются в 907 млрд м3 природного газа. Инвестиции в проект составили $27 млрд. НОВАТЭК планирует реализовать и второй проект по строительству завода СПГ – «Арктик СПГ-2» на базе Гыданских месторождений.
Саудовской Аравии интересно контролировать российские СПГ-проекты
Отраслевые эксперты отмечают, что «Ямал СПГ» является хорошим примером того, как бизнес «открывает ворота» российской Арктики и является драйвером социального и экономического развития региона. Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в интервью «НиК» высказал мнение, что освоение регионов Крайнего Севера возможно только экономическим способом, все остальные варианты развития арктических территорий являются лишь дополнением.
«Держать солдат в Арктике глупо, дорого и бесполезно», – заявил эксперт. Он также указал на значимость завода «Ямал СПГ» с точки зрения расширения переработки энергосырья на территории РФ:
«Сжижение газа – это уже большая добавочная стоимость. Прибыль от переработки всегда выше, чем только от добычи. Кроме того, сам по себе СПГ – это прежде всего сырье для химического производства, поэтому завод очень интересен для иностранных инвесторов».
Заметим, что торжественный запуск завода, помимо российской политической элиты во главе с президентом страны Владимиром Путиным, собирался посетить министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед аль-Фалех. В связи с этим директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что в ходе недавнего визита короля Саудовской Аравии в Россию СИБУР подписал меморандум о сотрудничестве по нефтегазохимическим проектам: «У СИБУРа и НОВАТЭКа очень много пересечений по акционерам. Поэтому визит министра нефти королевства в Сабетту неудивителен», – заметил эксперт в интервью «НиК».
Журавлев отметил, что главной проблемой мировой экономики является нехватка выгодных проектов для вложения средств.
«Вложить излишек денег, которые и так пропадают, зависая на банковском счете, всегда выгодно. Благодаря таким инвестициям можно участвовать в развитии крупного производства, получая при этом кусочек «энергетического вентиля». Ведь акционеры, помимо прибыли, имеют возможность контролировать процесс распределения энергосырья. Таким образом, интерес к арктическим проектам зарубежных инвесторов, даже не нуждающихся в прямых поставках сжиженного газа на свою территорию, объясним», – считает эксперт.
По его мнению, логично выглядело бы участие в этих проектах энергокомпаний США.
«Еще Ленин в своих работах опасался, что при сохранении Российской империи ее полезные ископаемые скупят англо-американские компании. Именно это он называл империализмом, то есть последней стадией капитализма. Поэтому я считаю, что большинство антироссийских санкций полезно для нашей страны»,
– напомнил Журавлев.
«Газпром» опасается конкуренции
Ввод в строй нового СПГ-завода не оставил равнодушным и российский газовый концерн «Газпром». Его представители уже стали высказывать в СМИ свои опасения по поводу возможной конкуренции российских энергоносителей на европейском рынке. В частности, такое мнение на форуме «Газ России – 2017» высказал заместитель начальника департамента перспективного развития «Газпрома» Николай Кисленко.
«Ямал СПГ» – это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых – прим. «НиК»), а газ, который он заместит, – это тот самый (с которого налоги и пошлины – прим. «НиК») «Газпром» передал бы в бюджет российского государства»,
– заявил Кисленко.
Отраслевые эксперты не верят, что российские компании смогут серьезно конкурировать друг с другом. Директор Института региональных проблем уверен, что гипотетически они могли бы стать конкурентами, но на практике, скорее всего, этого не случится, поскольку на компании может быть оказано административное давление руководством страны.
Директор Института национальной энергетики сообщил, что напрямую конкуренция возможна только на рынке Великобритании, поскольку эта страна покупает и российский газ, поступающий по трубе, и СПГ, у Италии тоже есть терминалы для приемки сжиженного газа.
«Что же касается Испании и Португалии, то туда российский газ по газопроводам не доходит. В Китай российский газ по трубам пока не поступает, но когда это произойдет, он все равно будет приходить во внутренние районы страны. СПГ же в основном идет на побережье. «Газпрому», скорее всего, не нравится, что «Ямал СПГ» получил много льгот как на федеральном, так и на региональном уровне. Поэтому концерн скорее сетует на разные правила игры», – пояснил Правосудов.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин указал на то, что в отличие от газа, идущего по трубе, сжиженный идет на рынки с более высокими ценами на энергоносители.
«В Европе не самые высокие цены на сжиженный газ, поэтому гораздо выгоднее СПГ с ямальского завода направлять не в Европу, а в Азию, где цены на СПГ выше. Кроме того, те объемы, которые пока открываются, мизерны по сравнению с экспортом «Газпрома» на европейский рынок»,
– заявил эксперт в интервью с «НиК». По его мнению, «Ямал СПГ» скорее будет конкурировать на европейском рынке с другими производителями сжиженного газа, такими как Катар, США и Ливия.
СПГ требует ледоколов
Стоит отметить, что уже сейчас возведение СПГ-завода в Арктике привело к постройке трех новых ледоколов. Кроме того, по данным СМИ, Балтийский завод Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) может получить заказ еще на два атомных ледокола ЛК-60 для «Атомфлота». Таким образом,
уже сейчас «Ямал СПГ» стал мощным толчком для развития российского ледокольного флота, а также освоения Северного морского пути.
В то же время у России пока нет своего оборудования для производства крупнотоннажного СПГ, «Газпром» лишь заявил о его разработке. Возможно, именно конкуренция двух российских компаний приведет к созданию и успешному применению новой отечественной технологии сжижения газа.