Как заявил генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо, избыток запасов нефти в странах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 140 млн баррелей. Крупнейшие аналитические агентства по-прежнему полагают, что в первом полугодии 2018 года глобальный избыток предложения на рынке нефти сохранится, даже если договоренности об ограничении добычи будут продлены до конца 2018 года на текущих условиях.
Соглашение об ограничении добычи, которое 24 страны ОПЕК+ заключили в декабре 2016 года, сработало неоднозначно. Сразу после соглашения цены на нефть выросли, а затем только снижались, достигнув к середине 2017 года минимумов в районе $45. Но в дальнейшем цена стала неуклонно расти. Этому способствовало множество факторов.
«Важнейший фактор – повышение темпов экономического роста и прогнозов по ним. Далее, по мере роста цены, возрастала дисциплина участников соглашения в деле реального сокращения добычи. Такая ситуация способствовала постоянным вербальным интервенциям чиновников от нефти, также подогревавших рынок»,
– говорит Иван Карякин, инвестиционный аналитик Global FX.
По его мнению, напряженность на Ближнем Востоке и проблемы в Венесуэле в целом тоже внесли свой вклад, т.е. на цены влияло много факторов, а соглашение работало на ограничение предложения. В итоге запасы в странах ОЭСР снизились почти в два раза, что является главным результатом ограничения добычи в рамках соглашения ОПЕК+.
В докладе ОПЕК от 13 ноября 2017 года указано, что общий объем коммерческих запасов нефти ОЭСР снизился в сентябре 2017 года до 2,985 млрд баррелей, что на 146 млн баррелей выше последнего среднего показателя за пять лет. В ноябре 2016 года они составляли 2,993 млрд баррелей, на 271 млн баррелей выше целевого показателя.
«Цифры снижения запасов и роста цены от минимальных уровней года воодушевили участников сделки, что поможет им в дальнейшем договариваться и добиться нормализации уровня запасов на целевом уровне к середине 2018 года. Возможной проблемой станет мягкий выход из сделки, процедуру которого еще предстоит обсудить. Поэтому при продлении соглашения на саммите в Вене 30 ноября Россия настояла на обсуждении ситуации в июне 2018 года»,
– отмечает Карякин.
Результатом встречи стран ОПЕК+ в Вене стала договоренность продлить действие соглашения об ограничении добычи нефти еще на 9 месяцев. Условия соглашения остаются прежними: добыча на уровне 1,8 млн баррелей в сутки (уровень октября 2016 года), экспорт нефти и нефтепродуктов мониторится, но не ограничивается.
Андрей Диргин, директор аналитического департамента Альфа-Форекс, отмечает, что, несмотря на сокращение добычи основными экспортерами, несколько участников отказались от продления сделки, а следующая встреча ОПЕК+ может состояться в июне 2018 года для подведения промежуточных итогов и возможной «разморозки» активов.
«Реальные способности по добыче и освоению новых месторождений у компаний несколько ниже ожидаемых, и такая передышка нужна им не только для улучшения отдачи от продажи ресурсов, но и для бесперебойной работы в среднесрочной перспективе. Тем не менее условия ОПЕК всеми признаны, разобраны и приняты к решению, поэтому установленные рамки в основном будут соблюдаться», – комментирует Диргин.
Ряд стран отказались от сделки, но их место на мировом рынке относительно невелико, а некоторое увеличение добычи не понизит цены.
«Их список говорит сам за себя: Ливия, Нигерия, Ирак, Иран, да и то Ливия и Нигерия согласились со снижением уровня добычи согласно квотам. Инфраструктура по доставке имеет слабую пропускную способность, и международный капитал не будет использовать эти ресурсы как основной источник снижения цен», – полагает Диргин.
Между тем, как отмечает Карякин, цена на нефть Brent в диапазоне $60-65, является вполне привлекательной. При ценах $70-80 и выше добывающие страны получают сверхдоходы, а страны-импортеры несут дополнительные расходы.
«Но высокие цены являются привлекательными и для производителей нефти сланцевых месторождений. Мы видели, как американским компаниям удалось снизить издержки почти на $10/баррель и с какой скоростью может увеличиваться количество буровых установок»,
– говорит он.
По мнению эксперта, для России цена нефти в диапазоне $60-65 вполне привлекательна. Этот уровень позволяет как полностью исполнять бюджет, так и пополнить резервный фонд. По данным Минфина России, в 2017 году цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне (т.е. до исполнения обязательств по обслуживанию государственного долга), составляет $60-65 за баррель, а на трехлетнем горизонте она снизится до $40-45 за баррель.
«Что касается России, то для баланса экономики требуется дополнительно до 2 трлн руб. (с резервом на непредвиденные расходы, которых ожидается, к сожалению, много), стоимость нефти (если продавать только ее для наполнения бюджета) должна вырасти минимум до $80 за баррель, а оптимально – до $90», – считает Диргин.
К счастью, кроме нефти, продается еще газ и нефтепродукты, а также другие ресурсы, что позволяет относительно спокойно отнестись к дефициту бюджета России.
«Но не это основной источник получения доходов в стране последние годы – главной «кубышкой» является карман россиян и компаний. Налоговые поступления становятся более ощутимым источником, чем поступления от продажи ресурсов, поэтому внутренние проблемы бюджета решаются за счет использования рычагов воздействия на поступление средств. Нефтегазовые доходы являются основным источником валюты, который не могут обогнать продажи ВПК и продукции атомной промышленности, поэтому в любом случае сделка ОПЕК позволяет закрыть часть вопросов с дефицитом в некоторых областях бюджета России», – говорит Диргин.
Аналитики отмечают то, что странам ОПЕК+ удалось достичь снижения запасов и роста цены на нефть в значительной степени благодаря России и Саудовской Аравии. Этим странам удалось договориться не только в рамках соглашения, но и по многим другим вопросам.
«Альянс воодушевил всех остальных участников, которые единогласно поддержали продление. Ливия и Нигерия (их общий лимит добычи составляет 2,8 млн баррелей в сутки – прим. «НиК») после восстановления потенциальных уровней добычи также обязались выполнять квоты. Еще шесть стран подключились как наблюдатели и возможные участники. Это повысит эффективность действий участников соглашения ОПЕК+ по влиянию на рынок и балансировке рынка в 2018 году», – заключил Карякин.
Как отмечает Иван Капустянский, аналитик Forex Optimum, по реакции нефти на результаты встречи ОПЕК+ понятно, что текущие уровни в целом приемлемы для рынка. Они подходят и для бюджета России. Очевидно, он будет оставаться дефицитным до тех пор, пока экономика не станет покрывать его за счет несырьевого сектора.
«Тем не менее в следующем году не исключены форс-мажоры по типу непогоды в США или очередного конфликта на Ближнем Востоке. Локально это, конечно, будет отражаться на котировках, более того, воспримется на ура российскими чиновниками, однако кардинально ситуацию не изменит», – полагает Капустянский.
Что касается баланса, то, по мнению эксперта, он будет всегда достигаться. Вопрос только – какой? Если запланированный в рамках ОПЕК+, то прогноз вполне может не оправдаться ввиду того, что сланцевики в США после решения ОПЕК+ о пролонгации ограничения добычи явно открывали бутылки с шампанским. При текущих ценах, скорее всего, в США добыча продолжит расти, что будет нивелировать попытки ОПЕК+.
«Теперь, когда производители ОПЕК+ обеспечили ценам своеобразную «подушку безопасности», компании на сланцевых месторождениях могут перейти к более активному наращиванию добычи при привлекательных ценах. Дальнейшие признаки такой динамики будут препятствовать новым попыткам укрепления Brent»,
– говорит Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.
К слову, отмечает эксперт, на минувшей неделе число активных буровых в США увеличилось еще на 2 шт., до 749 единиц, что стало максимальным с сентября значением. Добавим сюда новый рекорд по добыче, зафиксированный на прошлой неделе на уровне 9,68 млн баррелей в сутки, и картина складывается отнюдь не оптимистичная для рынка.
«Полагаем, что принятое в Вене решение ОПЕК+ подразумевает плавное снижение цен в течение 2018 года на сорт марки Brent к $60 и по WTI – $52 за баррель. Если посмотреть на рынок с технической точки зрения, то идет коррекция нефтяных котировок вниз. Но есть вероятность продолжения плавного роста. В этом случае для нефти останется актуальным восходящий тренд на $70 за баррель, при этом наблюдается баланс спроса и предложения, что, в свою очередь, является серьезной поддержкой для рубля», – считает Божена Клименко, финансовый эксперт компании «АНАЛИТИКА Онлайн».