Итоги недели: от Москвы до Эр-Рияда

2 декабря 2017, 13:32
Россия и Саудовская Аравия с трудом но договорились о продлении сделки по сокращению добычи нефти

Для мирового нефтегазового рынка прошедшая неделя прошла под знаком встречи в Вене участников соглашения ОПЕК+, посвященной продлению договоренностей по сокращению добычи на 2018 год. Переговоры шли тяжело, главным образом из-за разногласий России и Саудовской Аравии, однако поздно вечером 30 ноября пришла информация о том, что стороны согласны на пролонгацию до конца 2018 года.

Главным инициатором продления соглашения на весь 2018 год выступил Эр-Рияд. Россия, хотя и собиралась поддержать Саудовскую Аравию, придерживалась более скромных планов. В российском нефтегазовом комплексе подсчитали, что в случае роста нефтяных цен сокращать добычу надо на менее длительный срок. По мнению российских нефтяных компаний, более высокие цены на нефть неминуемо приведут к росту сланцевой добычи в США и усилению конкуренции за рынки сбыта. Например, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов после встречи представителей стран, входящих в ОПЕК+, заявил, что участники сделки могут начать плавное снятие ограничений добычи нефти при стабильной цене нефти $65 за баррель.

«Я считаю, что цена нефти $60-65 за баррель устраивает всех участников рынка», – сказал Алекперов. В определенном смысле это заявление озвучивает позицию российских нефтяных компаний, для которых дальнейшее длительное ограничение добычи грозит сокращением доходов.

Опасения российских нефтяников подтверждает и Международное энергетическое агентство (МЭА), которое прогнозирует резкое увеличение добычи сланцевой нефти – до 30 млн баррелей в сутки уже к середине 2020-х годов.

И хотя позиция МЭА всегда была достаточно предвзятой, по ее прогнозам можно следить за общими тенденциями рынка.

У Саудовской Аравии на текущий момент совершенно конкретная задача и ей некогда следить за мировыми тенденциями.

Королевству жизненно необходимо перед проведением IPO национальной нефтяной компании Saudi Aramco максимально поднять стоимость барреля.

Более того, по мнению ряда отраслевых аналитиков, Эр-Рияду для восстановления собственной экономики нужно продавать нефть не дешевле $70 за баррель. В противном случае страна не преодолеет дефицит госбюджета.

Уже после переговоров в Вене министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что объем добычи нефти в России в 2018 году сохранится на уровне 547 млн тонн, однако если страны ОПЕК и не-ОПЕК примут решение об изменении квот на добычу в июне 2018 года, то объемы добычи могут измениться.

«В течение года это может измениться. Если вдруг появится целесообразность, рынок будет сбалансирован, у нас не будет необходимости продолжать держать такие уровни, возможно, можно будет принимать другие решения, направленные на постепенное изменение этих уровней», – отметил министр. Он добавил, что предложение о возможности корректировки сделки в части квот на добычу в июне было обоюдно озвучено и поддержано Россией и Саудовской Аравией.

«Это рациональное предложение (о возможном пересмотре условий сделки в июне), потому что мы же не можем сегодня с точностью до 100% предсказать, когда будет рынок сбалансирован. Поэтому у нас позиция гибкая. Продлевая до конца следующего года, мы показываем, что нацелены на достижение результата, что мы в долгосрочном периоде готовы взаимодействовать»,

– сказал Новак.

Отраслевые эксперты в целом позитивно оценивают пролонгацию соглашения, отмечая, что в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе сложно прогнозировать развитие ситуации на рынке, поскольку на него влияет очень большое количество факторов, в том числе и политических.

Нефтяной рынок во власти политических факторов

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что договоренности нефтедобывающих стран положительны.

«Конечно, было бы лучше, если бы включились все игроки нефтяного рынка, в том числе и американские. Они могут наращивать добычу, а мы – нет. Но пока мы имеем то, что имеем. Наверное, без соглашения было бы хуже. Если бы все бились до последнего и наращивали добычу, цены могли бы совсем упасть. Поэтому сейчас данная договоренность, возможно, и не самый лучший вариант, но уж точно не самый худший», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что на нефтяной рынок сейчас оказывает влияние масса факторов, которые собственно к рынку имеют весьма опосредованное отношение.

«Проблема бюджета Саудовской Аравии в том, что страна сильно нарастила военные расходы. Они ведут войну в Йемене и очень много оружия закупают у США. Если бы они притормозили свои военные расходы, ситуация была бы проще. Но в то же время им нужна поддержка Вашингтона, поэтому они продолжают эти закупки. Но это не проблема нефтяной отрасли, а проблема госполитики Эр-Рияда», – указал Правосудов.

По его мнению, со сланцевой добычей также далеко не все однозначно: все говорят только о лучших проектах, рентабельных при $40 за баррель, но забывают о худших, которые вообще никогда не были окупаемы, даже при цене нефти выше $100.

«В США большинство сланцевых компаний убыточны, они фактически дотируются. Поэтому факторы развития сланцевой добычи, а также госполитики Саудовской Аравии – это процессы, находящиеся далеко за пределами нефтяной отрасли, и их сложно учитывать в прогнозах. Очевидно, что за всем этим стоят еще более глубинные процессы, которые пока никто не может предсказать»,

– заметил эксперт.

Тактическая победа ОПЕК+

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов уверен, что с тактической точки зрения продление соглашения ОПЕК+ положительно для России, так как для бюджета страны цены на нефть критически важны.

«Но оборотной стороной является то, что, скорее всего, тенденция к росту добычи сланцевой нефти в США продолжится. Она демонстрирует медленный рост на протяжении года. Пока объем прироста не слишком большой, давление на цены он не оказывает, но сохранение высоких цен может привести к тому, что добыча нефти в странах, не поддерживающих соглашение ОПЕК+, возрастет», – заявил эксперт в интервью «НиК».

На тактическом горизонте (до года) соглашение, безусловно, выгодно, а вот на стратегическом – два-три года – может открыть «ящик Пандоры», подняв сланцевую добычу в США.

«Медленно и плавно сланцевики отвоевывают себе часть нефтяного рынка. Например, снижение РФ добычи на 300 тыс. баррелей в сутки привело к тому, что кто-то это место на рынке занял. Поэтому поддерживать цены на нефть таким способом (снижением добычи – прим. «НиК») можно, но важно понимать, что цена вопроса – это потеря доли рынка», – резюмировал Хестанов.

#ОПЕК #Соглашение ОПЕК #Аналитика
Подпишитесь