Posted 24 ноября 2017,, 16:12

Published 24 ноября 2017,, 16:12

Modified 15 сентября 2022,, 20:20

Updated 15 сентября 2022,, 20:20

Итоги недели: налоговая реформа под вопросом

24 ноября 2017, 16:12
Одним из наиболее важных событий прошедшей недели, несомненно, стало одобрение правительством РФ пакета законопроектов для введения налога на дополнительный доход от добычи нефти
Сюжет
Налоги

По сути, после долгих споров кабинету министров все же удалось запустить механизм проведения налоговой реформы в нефтегазовом секторе. Впрочем, эксперты не разделяют оптимизма правительства относительно развития отрасли в новых налоговых реалиях.

Нет у отраслевых аналитиков и уверенности в том, что данная реформа будет до конца реализована и нефтяники перейдут на НДД.

Дополнительный доход для бюджета

Напомним, что переход на дополнительный доход от добычи нефти обсуждался много лет. Все это время Минфин, Минэнерго и нефтяные компании не переставали ломать копья над параметрами налога. Однако в последнее время споры затихли, хотя, возможно, они еще вспыхнут в Госдуме РФ, где будет проходить рассмотрение законопроектов. Тем не менее Минэнерго РФ все же ожидает, что новый налоговый режим будет одобрен нижней палатой российского парламента в первом квартале следующего года и вступит в силу уже с начала 2019 года.

Напомним, что в рамках налоговой реформы предусматривается снижение НДПИ и запуск налога на добавленный доход (НДД), ставка которого составит 50% с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, НДПИ, фактических расходов на добычу, транспортировку и т.п.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений: новые месторождения Восточной Сибири с выработанностью менее 5%, месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине, действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (не более 15 млн тонн), новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.

«Мы считаем, что налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья будет гибким механизмом, который позволит запустить эти перспективные проекты. По сути, предлагается до момента окупаемости сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас», – заявил на заседании правительства РФ глава кабинета министров Дмитрий Медведев.

Ранее, на совещании по развитию отрасли 21 ноября, министр энергетики РФ Александр Новак сообщал, что уже сформирован перечень пилотных проектов для НДД в Западной Сибири, который включает в себя 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями. Совокупная добыча нефти в 2016 году по этим участкам составила 14,7 млн тонн, извлекаемые запасы нефти оцениваются в 900 млн тонн.

Переход данных участков на НДД «позволит в 2019-2035 годах осуществить более 0,5 трлн руб. дополнительных инвестиций и увеличить добычу нефти более чем на 100 млн тонн относительно текущего профиля добычи».

Он отметил, что выпадающие доходы бюджета будут иметь место только в течение нескольких лет, при этом на четвертый год они будут полностью компенсированы, а за 18 лет поступления в бюджет увеличатся почти на 1 трлн руб.

Нефтяники промолчат

Ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский заметил, что не является сторонником монетаризма.

«Сейчас главное, чтобы цены на нефть были высокие, тогда компании будут делить свою нераспределенную прибыль на три части: первую будут направлять на дивиденды, вторую – на внутреннее развитие, то есть на инвестиции, а третья пойдет в виде налогов в госбюджет. Как эта система будет называться, не важно, главное, чтобы компании имели возможность распределять чистую прибыль на эти части. Новый порядок налогообложения (НДД) обяжет компании 50% чистой прибыли отправлять на дивиденды, поэтому нефтяники не смогут выделять деньги на инвестиции», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Отвечая на вопрос, будет ли развернута широкая дискуссия по поводу этого законопроекта правительства РФ в Госдуме, он отметил, что в последнее время свою позицию нефтяники не озвучивали.

«Теоретически они могут начать активную дискуссию по поводу законопроекта, но вряд ли захотят это делать за четыре месяца до выборов»,

– считает Рожанковский.

НДД – экспериментальная мера

По мнению экономиста Саида Гафурова, пока рано говорить о налоговой реформе в отрасли и переходе на НДД.

«Вначале надо посмотреть, как это будет работать на пилотных проектах. Я думаю, в любом случае будут большие перемены и этот переход ряда месторождений на НДД можно рассматривать как экспериментальную меру, которая поменяется через два-три года», – заявил эксперт в интервью «НиК». Он уверен, что для нефтяной отрасли то, как технически она будет облагаться налогами, – это не самый принципиальный момент, потому в результате введения НДД значительного увеличения налогового бремени не будет, более того, кое-кто от нового налогообложения выиграет.

Гафуров считает, что главная проблема прохождения налоговой реформы в нефтяной отрасли в том, насколько сильным в аппаратном смысле окажется Министерство финансов.

И самое главное – как пройдут президентские выборы 2018 года, останется ли работать нынешнее правительство, прежде всего его экономический блок.

Он отметил, что сейчас российская экономика находится в чрезвычайной ситуации.

«С одной стороны, санкционное давление существует и очень сильно искажает те рыночные инструменты, на которые надеются в правительстве. С другой – Минфин РФ играет против экономических министерств в том смысле, что он гораздо менее настроен рассчитывать на рыночные механизмы, чем, например, Минэкономразвития. Минфину нужны гарантии поступления налогов», – пояснил Гафуров.

"