Западная Сибирь уже не может обеспечить новых нефтяных провинций, так что все надежды на новые запасы возлагаются на Восточную Сибирь.
Восточная Сибирь – один из наиболее суровых и малонаселенных районов нашей планеты. По мнению многих ученых, его освоение по трудозатратам, а также необходимым капиталовложениям можно сравнить с колонизацией Марса.
Однако значимость освоения восточносибирских месторождений углеводородного сырья с каждым годом возрастает еще и потому, что оно сопряжено с активным освоением Восточной Арктики и Северного морского пути.
А ведь этот регион тоже требует колоссальных усилий для развития. Население Восточной Арктики в общей сложности составляет 2 тыс. человек примерно на 3 млн км2. Поэтому в данном случае нефтяные компании выступают и как организаторы инфраструктуры в регионе.
Несмотря на различные госпрограммы развития данных территорий, работы в этом направлении ведутся очень медленно. Отраслевые эксперты не раз говорили о том, что активное освоение Крайнего Севера начнет именно частный бизнес. Он мобильнее, способен быстрее привлекать средства, создавать удобные логистические пути освоения этой территории, а также может дать толчок для развития промышленности.
Стоит отметить, что в настоящее время один из наиболее привлекательных нефтегазовых участков Таймыра – проект «Пайяха» – разрабатывает «Таймырнефтегаз» (ТНГ), относящийся к группе Эдуарда Худайнатова. «Пайяха» входит в ряд крупнейших в Восточной Сибири, обладая уникальной геологической структурой и выгодным экономическим расположением: в этом регионе у многих нефтегазовых компаний есть перспективные участки.
ТНГ по итогам геологоразведочных работ в 2017 году ожидает прирост запасов на «Пайяхе» в 2,5-3 раза – до 1 млрд баррелей н.э.
Запуск проекта в опытно-промышленную эксплуатацию намечен на 2023 год, а выход «Пайяхи» на прогнозную полку добычи свыше 18 млн тонн нефти предполагается в 2028 году.
Таким образом, именно «Таймырнефтегаз» может первым запустить перспективное нефтяное месторождение на Таймыре. На сегодняшний день это один из наиболее привлекательных с инвестиционной точки зрения проектов, поскольку он реализуется частной компанией, не зависящей он неповоротливой бюрократии. Компания оценивает стоимость проекта «Пайяха» на Таймыре в $40 млрд, а его суммарный денежный поток – в $145,2 млрд. Срок окупаемости проекта – девять лет, а после запуска добычи – четыре года.
В настоящее время им уже заинтересовались многие инвесторы. В частности, итальянский банк Intesa, подписавший соглашение о сотрудничестве с ТНГ. По сообщению компании, итальянский банк планирует сам участвовать в финансировании проекта, а также готов оказать услуги по организации оптимальной структуры привлечения финансовых средств и заняться поиском потенциальных финансовых партнеров.
Однако Intesa – это только «первая ласточка», западные инвесторы хорошо понимают, что на земле осталось очень мало проектов для крупных вложений с гарантированной отдачей средств, а именно к таким и относятся проекты российского нефтегазового сектора в Восточной Сибири.
Кстати, российские государственные банки (ВТБ и Сбербанк) в этом отношении более инертны и в развитие бизнес-проектов вкладываются только при административном давлении.
В целом же у «Таймырнефтегаза» нет проблем с деньгами при такой окупаемости. По значимости и объемам речь идет о втором Самотлоре. Запасы «Пайяхи» высокого качества – нефть малосернистая и маловязкая. По расчетам экспертов, ее премиальность составляет $3-4 за баррель к Brent. Тем более что проект позволяет осуществлять 100% поставки нефти в Европу и страны АТР круглогодично и без ограничений трубопроводной системы «Транснефти».
Дело в том, что транспортировка нефти с проекта «Пайяха» планируется через нефтеналивной терминал Таналау, который будет построен в устье Енисея к 2025 году.
Его проектная мощность составит 15 млн тонн, позже, с увеличением объема добычи, планируется построить второй терминал. Именно он будет способен обеспечить круглогодичный доступ к сырью конечных потребителей нефти. Кроме того, «Таймырнефтегаз» рассматривает возможность реализации на Таймыре СПГ-проекта.
Не стоит забывать, что работа «Таймырнефтегаза» над проектом «Пайяха» даст мощный импульс инфраструктурному развитию региона. Только автодорог должно быть построено 647 км, не говоря уже о 979 км ЛЭП и объектах генерации мощностью 625 млн Вт.
Данный проект потребует серьезного развития промышленного производства. Уже достигнуты ключевые договоренности о строительстве десяти танкеров ледового класса ARC-7 дедвейтом 42 тыс. тонн на российской судоверфи «Звезда». Всего же планируется построить около 25 танкеров. Для этого «Таймырнефтегаз» собирается подписать в Италии соглашение с банком Intesa и «Роснефтьморфлотом» о начале строительства судов.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уверен, что России в любом случае придется развивать Арктику только за счет добывающей промышленности, по-другому там не выживешь.
«Поэтому встает вопрос, как вывозить это сырье за пределы арктического региона – трубопроводом или танкером? Причем трубопровод в любом случае строиться будет дольше и выйдет дороже, чем терминал»,
– отметил эксперт в интервью «НиК». При этом он указал, что бизнес должен понимать всю ответственность освоения северных территорий, а также рассчитывать свои финансовые силы.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что Северный морской путь (СМП) становится все более привлекательным для судоходства, особенно с учетом потепления последних десятилетий. Тем не менее он отметил, что пока этот маршрут в силу исторических причин не является популярным, поскольку в течение нескольких десятилетий СССР ограничивал движение по нему зарубежных судов.
«Однако в последнее время исчезли политические препятствия, произошло заметное потепление: льдов стало меньше, период открытой навигации заметно продлился. Недавно в виде эксперимента китайский контейнеровоз обычного класса проследовал Северным морским путем. Поэтому для некоторых маршрутов СМП вполне может быть привлекательным. Проблемы у СМП две: во-первых, традиция – судоходные компании просто не привыкли к этому маршруту, во-вторых, у России почти отсутствует современная инфраструктура вдоль этого морского пути. Порты и спасательные службы пока очень далеки от современных стандартов», – рассказал эксперт в интервью «НиК».
Поэтому Сергей Хестанов уверен, что идея развивать СМП вполне логична, но с другой стороны, это вопрос отдаленного будущего.
«Надо приложить много сил и потратить заметные ресурсы на развитие инфраструктуры, прежде чем СМП станет привлекательным для судоходства и по нему пойдет заметный транзит»,
– заявил эксперт.
Стоит отметить, что в 2018 году в России должен быть принят закон об Арктической зоне. Об этом сообщил член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. По его словам, закон предлагает создание в Арктическом регионе восьми опорных зон от Мурманска до Чукотки, что позволит прекратить отток населения из арктических территорий, а также привлечь новые кадры.