Posted 17 октября 2017, 14:49
Published 17 октября 2017, 14:49
Modified 16 августа 2022, 21:45
Updated 16 августа 2022, 21:45
Полная газификация Дальневосточного федерального округа по тем правилам, что существуют в европейской части России, экономически нецелесообразна и не везде возможна. Этот проект требует как государственного вмешательства, так и участия независимых производителей.
«Сегодня наш однозначный приоритет – устойчивое газоснабжение потребителей Дальнего Востока. Для этого необходимо искать альтернативные схемы автономной газификации, в том числе определить конкретные экономические принципы и механизмы ценообразования на газ, а также определить гарантирующего поставщика»,
– заявил заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов в ходе выездного круглого стола, посвященного развитию энергетики, добычи, транспортировки и переработки углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Мероприятие состоялось 26 сентября 2017 года в Хабаровске.
По мнению председателя комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, для решения задачи нужно рассмотреть возможность государственной поддержки строительства объектов газотранспортной инфраструктуры на востоке России для снижения и оптимизации расчетных цен на газ.
«Независимые производители газа должны принимать участие в создании газораспределительной инфраструктуры в регионе – там, где они планируют торговать. Возможно, нужно подумать о мерах прямой государственной поддержки по аналогии с решениями по электроэнергии, по крайней мере на начальном этапе, а также участия бюджетов территорий в создании газораспределительных сетей, как это подчас происходило и происходит до сих пор в западно-сибирской и европейской части России», – заявил Завальный.
По мнению депутата, необходимо рассмотреть вопрос создания предельных ценовых ориентиров стоимости сетевого газа на основе межтопливной конкуренции. Это позволит повысить экономическую целесообразность и ускорить реализацию проектов газификации в регионе.
В свою очередь Анатолий Литвинчук, заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам ТЭК и ЖКХ, попросил представителей федеральной исполнительной и законодательной власти рассмотреть возможность федерального софинансирования программ газификации регионов Дальнего Востока.
«Бюджеты регионов не в состоянии самостоятельно обеспечить необходимые средства. К примеру, обеспечение газом потребителей Хабаровского края идет в рамках проекта «Сахалин-1». Поскольку по нему заключено соглашение о разделе продукции, цена газа не подлежит госрегулированию, а определяется курсом доллара и стоимостью нефти. Рост курса доллара сделал цену слишком высокой для регионального бюджета», – отметил Анатолий Литвинчук.
На круглом столе в Хабаровске также обсуждался вопрос тарифов на электроэнергию в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Чиновники пока не находят единого решения и по-разному видят механизм продления действия закона, обеспечившего снижение тарифов на электроэнергию для потребителей Дальнего Востока.
Как известно, текущий созыв Государственной Думы принял два федеральных закона, направленных на ускорение развития энергетики на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
Они предусматривают снижение цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) для потребителей Дальнего Востока: нагрузка ложится на стоимость производства электроэнергии в первой и второй ценовых зонах оптового рынка, которая будет увеличена в цене надбавкой для ДФО.
Комитет по энергетике, отвечавший за рассмотрение законопроектов в Госдуме, полагает, что такой шаг необходим для обеспечения доступа к энергоресурсам по адекватным ценам с целью создания инвестиционной привлекательности реализации проектов на Дальнем Востоке. Во всяком случае, на трехлетний период, обозначенный в законе.
По поводу дальнейшей судьбы данного механизма уже идет дискуссия. Как заявил Андрей Шляхта, заместитель директора департамента инфраструктурных проектов Минвостокразвития России, инвесторы нуждаются в возможностях для долгосрочного планирования, в том числе в части расходов на электроэнергию.
«Три года снижения тарифов – это очень мало даже с точки зрения оценки экономического эффекта действия закона. Целесообразно уже сейчас внести в закон поправку, продлевающую его действие до десяти лет»,
– сказал Шляхта.
Однако в Комитете Госдумы по энергетике полагают, что введение надбавки к цене за мощность для потребителей первой и второй ценовых зон с целью доведения тарифов на электроэнергию потребителям ДФО до среднероссийских потенциально содержит ряд моментов, которые необходимо учитывать.
Во-первых, сегодня компенсация тарифа введена для всех категорий потребителей, кроме населения, в том числе для бюджетных и высокорентабельных предприятий региона. Во-вторых, в отличие от аналогичных мер в отношении Крыма и Калининградской области эти средства не направляются на модернизацию и строительство новых генерирующих и сетевых объектов на территории ДФО, повышение безопасности энергообеспечения и эффективности функционирования.
«Возможно, нам нужен несколько другой подход: субсидирование не собственно электроэнергии, но модернизация электроэнергетики Дальнего Востока, повышение эффективности ее работы. Эти меры дадут возможность заморозить и даже снизить в перспективе тариф на электроэнергию. А субсидировать стоимость электроэнергии необходимо только для новых проектов на срок окупаемости, но не более десяти лет»,
– отметил Завальный.
Между тем Минэнерго России рассчитывает, что в ближайшие годы Дальний Восток будет показывать рост энергопотребления в среднем на 2,6% в год за счет промышленного сектора, что позволит обеспечить сдерживание тарифов на электроэнергию экономическими методами.
«Министерство энергетики надеется, что инвесторы, получившие возможность существенно экономить на электроэнергии за счет введения обсуждаемой надбавки, не будут уповать на механическое продление действия закона и направят сэкономленные средства в том числе и на развитие энергетического хозяйства региона», – отметил Павел Сниккарс, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России.
Круглый стол стал и площадкой для обсуждения хода реализации программы «Дальневосточный гектар», которая, по мнению экспертов, требует нормативных решений в части электроэнергетики.
Программа предоставляет каждому гражданину РФ право бесплатно получить земельный участок площадью до 1 га на Дальнем Востоке. С 1 июня 2016 года программа вступила в действие для дальневосточников, а с 1 февраля 2017 года – для всех граждан России. Землепользователи могут воспользоваться 35 мерами поддержки, которые систематизированы и собраны на сайте Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. В их числе – бесплатное подключение к электросетям и льготное обеспечение топливными ресурсами.
Как сообщил Шляхта, подано уже порядка 102 тыс. заявок граждан на получение «дальневосточного гектара», зарегистрировано более 30 тыс. договоров. Это довольно остро ставит вопрос энергообеспечения вновь создаваемых в рамках программы сельскохозяйственных и иных производств, а также поселений.
По данным генерального директора Дальневосточной распределительной сетевой компании Юрия Андреенко, только решение вопроса о технологическом присоединении потребителей в рамках зарегистрированных договоров обойдется более чем в 60 млн руб. На удовлетворение 102 тыс. заявок потенциально необходимо порядка 8 млрд руб.
«Собственных источников средств в таких объемах у компании нет. В этом вопросе необходимы совместные с государством решения, в том числе нормативного характера»,
– говорит Андреенко.
По мнению Павла Завального, для того чтобы идея «дальневосточного гектара» была воплощена в жизнь, необходимо обеспечить его энергией и инфраструктурой. И это задача государства и энергетических компаний. Комитет намерен рекомендовать правительству России ускорить разработку поправок в Федеральный закон № 119-ФЗ от 1 мая 2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки должны предусматривать обустройство предоставляемых участков объектами коммунальной, энергетической и дорожной инфраструктуры, также соответствующих подзаконным актам.
«Очень важно, чтобы производители энергии, сетевые компании и государство на федеральном, региональном и муниципальном уровнях договорились, нашли баланс интересов в том, как обеспечить возможность выполнить данную стратегическую задачу и предоставить владельцам «дальневосточного гектара» эту возможность»,
– говорит Павел Завальный.
Проект рекомендаций комитета по итогам круглого стола также содержит предложение в адрес правительства России изучить возможность пересмотра ценовых условий поставки газа или же рассмотреть вопрос выделения субсидий из федерального бюджета для компенсации разницы его стоимости. Это позволит снизить цену на природный газ для потребителей Дальнего Востока.