Эксперт посоветовал «Татнефти» работать над добычей тяжелой нефти

9 октября 2017, 10:00
«Татнефть» продолжает активно выкачивать нефть из Ромашкинского месторождения, не изыскивая новые источники

О том, что Ромашкинское месторождение выработано на 85%, сообщалось уже давно. Предрекают, что к 2065 году оно будет истощено: об этом, например, активно писали СМИ в 2008 году. Однако, судя по годовому отчету, «Татнефть» продолжает активно выкачивать нефть из Ромашкинского месторождения, не изыскивая новые источники.

В 2016 году там добыли 15,9 млн тонн нефти, что почти в три раза превышает суммарный результат по другим месторождениям компании (5,6 млн тонн). Каждый год Ромашкинское месторождение дает более 15 млн тонн. Для сравнения: татарстанское Ново-Елховское – 2,8 млн тонн, Бавлинское – 1,3 млн, Сабанчинское – 546 тыс., Первомайское – 339 тыс., Бондюжское – 257 тыс. тонн. За пределами Татарстана дочерние компании добыли 353,4 тыс. тонн. Из них большая часть приходится на Самарскую область – 337,4 тыс. тонн. Добыча ведется в Оренбургской области – показатель всего 15,4 тыс. тонн, и в Ненецком АО – 170 тонн.

Запасы Ромашкинского месторождения оцениваются в 3 млрд тонн, из которых извлечено 2,2 млрд. В годовом отчете «Татнефть» сообщила, что доказанные запасы составляют 872,3 млн тонн. Получается, что львиная доля приходится на Ромашкинское месторождение. Татарстанская компания декларирует, что обеспечена запасами на 30 лет вперед, а с учетом вероятных залежей – на 43 года.

В 2016 году «Татнефть» извлекла 28,7 млн тонн нефти, нарастив добычу на 5,3%.

«Достигнут максимальный уровень добычи нефти за последние 24 года», – гласит отчет.

В Татарстане сложилось мнение, что запасы не иссякнут в обозримом будущем.

«Исследования показали, что числящиеся на балансе запасы нефти Ромашкинского месторождения будут добыты к 2065 году, а с учетом планируемых объемов доразведки, переоценки запасов и самое главное – с внедрением методов увеличения нефтеотдачи более высоких поколений разработка месторождения продлится до 2260 года. Если принять во внимание «подпитку» из недр, то этот срок может исчисляться столетиями», – заявил в 2009 году Ринат Муслимов, в прошлом главный геолог «Татнефти», а ныне консультант главы РТ по разработке нефтяных и газовых месторождений.

По мнению Ивана Грачева, в прошлом возглавлявшего Комитет по энергетике Госдумы, «Татнефти» пора задуматься о добыче тяжелой нефти. Об этом он заявил в беседе с «НиК».

«Татарстан должен сосредоточиться на том, как добывать тяжелые нефти. Это означает и науку, и работу правительства, чтобы правильно поменять налоговую систему», – сказал Грачев.

Эксперт посоветовал внутри страны или за ее пределами переходить на более скромные, но «классические» месторождения.

«Нужно думать, как стабильно прожить, и одновременно много думать о том, как попытаться пустить в дело большие запасы тяжелых нефтей», – сказал Грачев.

Он пояснил, что разработка месторождений Арктического шельфа потребует порядка триллиона долларов инвестиций, чтобы добывать там «должные» объемы. Чтобы работа на севере была рентабельной, цена на нефть должна быть не менее $100 за баррель. Для тяжелых нефтей, считает Грачев, такая цена вполне достижима. Канада извлекает их по цене барреля $60-70.

Бывший глава думского комитета по энергетике заявил, что нефтяников и, следовательно, региональные бюджеты ждут потери с введением налога на добавленный доход (НДД).

«Это спорная история, не знаю, может ли республика с этим бодаться, но, на мой взгляд, в перспективе будут реальные потери в бюджете», – сказал Грачев.

23 декабря 2016 года «Коммерсантъ» сообщил, что глава Татарстана Рустам Минниханов написал письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу. В послании содержалась просьба не допустить роста налога на добычу полезных ископаемых для нефтегазовой отрасли, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета от введения налога на дополнительный доход (НДД).

Предположительно, пилотные проекты по НДД заработают с 2018 года на нескольких месторождениях Западной Сибири. У «Татнефти» там проектов нет. По мнению Минфина, проекты по НДД в первый год работы перечислят в бюджет меньше налогов, чем идет от данных месторождений по существующей налоговой базе. Министерство оценивает недоплату в 50 млрд руб. Компенсировать потери Минфин хочет через повышение НДПИ для всей отрасли.

В письме Минниханов заявил, что мысль о повышении НДПИ для всей отрасли из-за экспериментов отдельных компаний несправедлива. Он попросил «рассмотреть альтернативные варианты снижения выпадающих доходов бюджета» или компенсировать их за счет увеличения налогов на проекты только тех регионов Западной Сибири, на территории которых апробируют НДД.

«Я считаю, что республике нужно добиться для тяжелых нефтей особых налоговых условий», – считает Грачев.

#Компании #Татнефть #Татарстан
Подпишитесь