«Зарубежнефть»: история длиною в полвека

3 октября 2017, 15:52
Компания внедряет стратегию развития, в которой основой роста станут проекты с низким барьером входа и возможностью повысить их эффективность за счет технологий

В сентябре 2017 года «Зарубежнефти» исполнилось 50 лет. За плечами компании множество успешных проектов, среди которых освоение шельфа юга Вьетнама, масштабные работы в Ираке и многое другое. Высокую планку «Зарубежка» держит и сегодня. В начале 2014 года была принята новая стратегия развития, позволившая не только превентивно подготовиться к сложным временам падения мировых цен на нефть, но и выйти на высокие производственные и финансовые результаты.

Начало

Все началось в середине 1960-х годов. Тогдашний министр нефтяной промышленности СССР Валентин Шашин поставил перед руководством страны вопрос об активном участии отрасли в зарубежных проектах. По его мнению, советская нефтяная промышленность достигла уровня, когда она была готова масштабно экспортировать услуги на внешний рынок: выполнять буровые контракты и готовить технологические схемы разработки месторождений.

Политическое руководство СССР поддержало министра. Идея экспорта сервисных услуг прекрасно ложилась на установку «крепить дружбу» с идеологическими партнерами. Особенно перспективными считались отношения со странами третьего мира, декларировавшими, что ориентируются на социалистический путь развития.

30 сентября 1967 года в составе министерства было создано всесоюзное объединение «Зарубежнефть», получившее функции ведения всех работ советских нефтяников за границей. Ничего подобного в СССР того времени не существовало.

Это был новый подход в рамках плановой системы: не жесткое администрирование, а создание достаточно крупного субъекта хозяйственной деятельности, наделенного широкими полномочиями и собственным финансированием.

Возглавил объединение Евгений Иванович Осадчук, впоследствии занимавший высокие посты в системе Государственного комитета по внешним экономическим связям (ГКЭС) и Министерства внешней торговли СССР. Уже через несколько лет «Зарубежнефть» работала примерно в 20 странах, а к концу советского периода число стран-партнеров превысило 40.

Ближний Восток – стратегический регион

Наибольший объем работ «Зарубежнефти» в 1970-1980-е годы обеспечивали страны Ближнего Востока, где добывалось больше трети всей нефти земного шара. Самым масштабным проектом тех лет стали контракты в Ираке.

Пришедшая к власти в 1968 году в результате военного переворота Партия арабского социалистического возрождения сделала ставку на нефтяников из Советского Союза. 4 июля 1969 года в Москве было подписано советско-иракское правительственное соглашение, предусматривавшее значительный объем работ. Советские нефтяники должны были оказать содействие и в обустройстве первого национального нефтяного промысла на месторождении Северная Румейла – одном из крупнейших на юге Ирака. Перечень работ включал обустройство поверхностных объектов, геологический проект разработки, поставки оборудования, бурение, строительство нефтепровода к порту Фао.

Когда меньше чем через три года после соглашения в пустыне вырос образцово-показательный нефтяной промысел, это произвело сильное впечатление.

«Кто проектировал и строил объект?» – уточнил потрясенный премьер-министр СССР А. Н. Косыгин, прибывший на торжественное открытие Северной Румейлы в апреле 1972 года. «Советские строители, монтажники, электрики», – был ответ. «А почему дома так хорошо не строим?» – удивился премьер. Один из членов делегации не растерялся: «Алексей Николаевич, если бы здесь строили, как дома, вы бы сегодня здесь не были».

В 1972 году добыча нефти на Северной Румейле составила 5 млн тонн, а еще через три года – 42 млн тонн.

Со временем советско-иракское сотрудничество достигло большого размаха. Работы не останавливались даже во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов, когда почти все иностранцы покинули Ирак. Советские специалисты продолжали работать в непосредственной близости от районов боевых действий.

3 июля 1987 года после сложнейших переговоров был подписан контракт на обустройство 1-й очереди богатейшего месторождения на юге Ирака Западная Курна. Проектная мощность – 12 млн тонн в год. Первый этап работ включал строительство до октября 1990 года объектов, обеспечивающих добычу нефти, второй – возведение до апреля 1991 года объектов подготовки и транспортировки попутного газа, а также закачки воды в пласт. Стоимость контракта превышала $600 млн.

Сенсация «Белого тигра»

В конце 1980-х годов «Зарубежнефть» подключилась к освоению шельфа юга Вьетнама. В результате реорганизации советских министерств объединению передали все зарубежные морские проекты, включая участие в СП «Вьетсовпетро», у которого дела до этого шли не слишком хорошо. Высшее руководство страны поговаривало о том, что вьетнамскую авантюру надо сворачивать.

В сентябре 1988 года при испытании морской скважины был получен мощный приток нефти из гранитных образований на месторождении «Белый тигр».

«Белый тигр» – уникальное месторождение, – комментирует доктор наук Владимир Шустер, в начале 1990-х годов работавший над геологической моделью месторождения. – Во-первых, это морское месторождение. Во-вторых, особый интерес оно вызывает после того, как были получены притоки нефти из гранитных образований фундамента. В-третьих, стоит отметить огромные запасы «Белого тигра». В-четвертых, это высокодебитные скважины. В-пятых, нефть «Белого тигра» прекрасного качества».

Вопрос о целесообразности освоения морских ресурсов Вьетнама больше не стоял. Природно-геологические характеристики месторождения обеспечивали высочайшую эффективность. Некоторые скважины давали дебиты более 1000 тонн в сутки; на первых порах разработка «Белого тигра» велась в режиме естественного истощения в фонтанном режиме, без поддержания пластового давления.

Добыча стремительно росла. Если в 1987 году СП «Вьетсовпетро» добывало 280,4 тыс. тонн, то через три года – 2,7 млн тонн. В 1998 году добыча нефти совместного предприятия возросла до 10 млн тонн, а в 1999 году превысила 12 млн тонн.

Деньги для страны

В 1990-е годы доходы от деятельности «Вьетсовпетро» стали для России важным источником валютных поступлений. Чистая прибыль российской стороны в совместном предприятии в 1991 году составила $105 млн, в 1992 году – $131,7 млн, в 1993 году – $132,6 млн, в 1994 году – $135 млн, в 1995 году – $135,1 млн, в 1996 году – $168 млн.

Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1993 года устанавливался следующий порядок расходования средств:

  • 50% зачислялись на счет Минфина России для обслуживания внешнего долга, осуществления валютных платежей и удовлетворения государственных нужд;
  • 35% перечислялись на специально открытый счет Минтопэнерго России для осуществления технического перевооружения и реконструкции предприятий нефтяного машиностроения, ввода бездействующих скважин, создания новых нефтедобывающих мощностей и развития социальной сферы предприятий;
  • 10% зачислялись на специальный счет РВО «Зарубежнефть» для дальнейшего освоения южного шельфа и развития проектов топливно-энергетического комплекса Вьетнама.

Акционирование

Поворотным моментом стал Указ Президента России № 137 от 3 февраля 2004 года «О преобразовании государственного предприятия «Российское внешнеэкономическое общество «Зарубежнефть» в открытое акционерное общество». 100-процентный пакет акций закреплялся в федеральной собственности, а компания включалась в число стратегических предприятий РФ.

Вскоре «Зарубежнефть» превратилась из оператора российской стороны в СП «Вьетсовпетро» в собственника российской доли. Произошло это путем увеличения уставного капитала и проведения в 2007 году дополнительной эмиссии акций на $1,5 млрд в пользу государства.

Российско-вьетнамский энергетический мост

В 2003 году добыча «Вьетсовпетро» достигла исторического максимума – 13,5 млн тонн, после чего началось закономерное снижение. Через три года добыча нефти сократилась на 27% и составила 9,8 млн тонн. Еще через три года производство снизилось до 6,5 млн тонн нефти. Руководство Вьетнама было обеспокоено: сложная ситуация на месторождениях «Вьетсовпетро» сказывалась на общих показателях.

Выход нашелся благодаря созданию нового российско-вьетнамского совместного предприятия, которое должно было работать на территории России. Принципиальные договоренности были достигнуты в ноябре 2006 года во время встречи президента России Владимира Путина и президента Вьетнама Нгуен Минь Чиета. 19 сентября 2007 года премьер-министры обеих стран Михаил Фрадков и Нгуен Тан Зунг подписали соглашение о создании СП.

Предприятие получило название «Русвьетпетро», компаниями-партнерами выступили «Зарубежнефть» и «Петровьетнам».

Доля «Зарубежнефти» в «Русвьетпетро» как представителя страны, на территории которой осуществлялись поиск и разработка нефтегазовых месторождений, составила 51%, «Петровьетнама» – 49%.

В качестве ресурсной базы были предоставлены лицензионные участки в пределах Центрально-Хорейверского поднятия в Ненецком автономном округе.

«За девять лет, – рассказывает генеральный директор «Русвьетпетро» Валерий Клинчев, – компания ввела в разработку восемь месторождений, а в начале 2018 года планирует добыть 20-миллионную тонну нефти. С 2014 года мы удерживаем объем годовой добычи в 3 млн тонн. В планах сохранить темп до 2020 года, вводя в разработку мелкие месторождения 3-го и 4-го блоков Центрально-Хорейверского поднятия».

Новая стратегия

На исходе первого десятилетия 2000-х годов «Зарубежнефть» предприняла попытку превращения в нефтяную компанию полного цикла. Активно приобретались добычные и сервисные предприятия в России и за рубежом, но большинство активов оказались крайне проблемными, требовали новых инвестиций и модернизации. Финансовое положение «Зарубежнефти» резко ухудшилось. Чистая прибыль компании по российским стандартам учета в 2011 году снизилась почти на 18% по сравнению с 2010 годом, а в 2012 году упала в 3,5 раза.

В конце 2012 года новым генеральным директором «Зарубежнефти» был назначен Сергей Кудряшов, в прошлом замминистра энергетики и первый вице-президент «Роснефти». Вскоре в «Зарубежнефти» была принята новая стратегия развития.

«Мы решили отказаться от идеи превращения в крупную ВИНК, – пояснял Кудряшов. – Принятая ранее программа не оправдывала ожиданий».

«На наш взгляд, – объяснял новый руководитель «Зарубежки», – успешно развивается то, что умеешь делать, то, в чем у тебя есть знания и конкурентные преимущества. Сильной стороной компании является сегмент добычи нефти… Мы делаем акцент на месторождения со сложными коллекторами, они знакомы нам по работе в Ненецком автономном округе и во Вьетнаме. В зоне внимания «слабые» и «больные» месторождения, месторождения с разбалансированной разработкой, где стоит задача наведения порядка. Мы выбрали нишевую стратегию развития, в которой основой нового роста станут проекты с низким барьером входа и возможностью повысить их эффективность за счет технологий, процедур и стандартов «Зарубежнефти».

Решение выбрать свою нишу в нефтянке оказалось своевременным, особенно с учетом падения мировых цен на нефть. Новая стратегия уже приносит результаты.

Развитие получили вьетнамские проекты. Подходы «Зарубежнефти» обеспечивают здесь новые открытия, ввод в разработку объектов, которые прежде считались неэффективными. Недавно на шельфе Вьетнама впервые было открыто крупное неструктурное месторождение нефти «Белуга» (Ca Tam). В 2015 году пробуренная скважина дала фонтанный приток безводной нефти при дебите более 1800 тонн. Запустить месторождение в промышленную эксплуатацию планируется в 2018 году.

Непростой с точки зрения мировой конъюнктуры 2016 год компания закончила с положительными производственными и финансовыми итогами.

Общий объем добычи углеводородов в эффективной доле владения компании по итогам 2016 года составил 5,2 млн тонн нефтяного эквивалента, что превышает аналогичный показатель 2015 года на 3,3%.

Значительно повысилась эффективность геологоразведочных работ, которая выросла до 80% и более. Компания вышла на максимальный объем запасов за последние пять лет (с учетом долевого участия в проектах) – более 92 млн тонн нефтяного эквивалента.

EBITDA составила 14,9 млрд руб., а свободный денежный поток – 13,8 млрд руб., что почти на 1,6 млрд руб. лучше уровня 2015 года. Это позволило в полном объеме исполнить обязательства перед государством как акционером: выплаты дивидендов в 2016 году были на 12% выше, чем годом ранее.

Харьягинское СРП

В 2016 году «Зарубежнефть» запустила новый проект – увеличила долю в Харьягинском СРП, став оператором проекта. Доли участников СРП распределились следующим образом: «Зарубежнефть» – 20%, «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» (оператор) – 20%, «Статойл» – 30%, «Тоталь Разведка Разработка Россия» – 20% и АО «ННК» – 10%.

«Для нас этот проект очень важен, – комментирует Кудряшов. – Мы сказали, что умеем работать на таких сложных объектах, заплатили деньги (это был не заемный капитал, а собственные средства) и в течение полугода добились хороших результатов».

По итогам 2016 года, после перехода функции оператора к компании «Зарубежнефть», на Харьягинском проекте было обеспечено сокращение операционных затрат на 25% – с 6,4 до 4,8 млрд руб.

#Зарубежнефть #Аналитика
Подпишитесь