Posted 28 сентября 2017,, 07:00

Published 28 сентября 2017,, 07:00

Modified 16 августа 2022,, 21:44

Updated 16 августа 2022,, 21:44

Окно в Бишкек

28 сентября 2017, 07:00
Что интересно России в Центральной Азии?
Сюжет
Газпром

Влияние энергетических проектов на продвижение России на Восток всегда было очень велико. Однако когда они касаются не кредитоспособного Китая, а азиатских республик бывшего СССР, многие расценивают их как чистую геополитику, лишенную экономической составляющей. Тем не менее пора избавляться от этого стереотипа.

Растущие экономики, например КНР и Южной Кореи, далеко не всегда были таковыми. Центральная Азия тоже готовится к рывку – и во многом в рамках проекта Евразийского экономического союза.

России очень важно не упустить эти рынки. Тем более что к региону проявляют активный интерес не только китайские, но и японские, а также корейские компании.

Россия развивает ГТС Киргизии

Как сообщил в середине сентября 2017 года в интервью киргизскому телеканалу «Aлa-Too 24» президент России Владимир Путин,

«Газпром» в ближайшие годы может вложить 100 млрд руб. в энергетику Киргизии и довести уровень газификации республики до 60%.

«Вы знаете, что у «Газпрома» большие планы по развитию энергетики. Я думаю, что в ближайшие годы, если будем осуществлять то, о чем договаривались с президентом Кыргызстана, можем довести газификацию процентов до шестидесяти», – заявил глава государства.

О том, что российский газовый концерн собирается газифицировать большую часть Киргизии, Владимир Путин говорил еще в середине лета 2017 года в ходе встречи с президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым. Уже в августе глава «Газпрома» Алексей Миллер и премьер-министр Киргизии Сапар Исаков запустили полностью восстановленный магистральный газопровод Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы. Позднее Сапар Исаков сообщил национальным СМИ, что «Газпром» за десять лет работы в Киргизии перечислил в государственный бюджет этой среднеазиатской страны порядка $1 млрд, что составляет треть внешнего долга республики.

Российский газовый концерн в 2014 году приобрел 100% акций кыргызстанского газового монополиста ОАО «Кыргызгаз» – на тот момент убыточного предприятия с многомиллионной задолженностью перед зарубежными партнерами. «Газпром» взял на себя все долговые обязательства Киргизии за ранее поставленное сырье, а также пообещал модернизировать газовую инфраструктуру и обеспечить бесперебойную поставку природного газа в страну. По планам концерна, до 2030 года уровень газификации Киргизии должен вырасти с 20% до 62%, доступ к газу должны будут получить порядка 400 населенных пунктов. В 2016 году «Газпром» газифицировал десять районов столицы Киргизии.

Темпы газификации государства Центральной Азии, естественно, вызывают злорадство многих российский экономистов, указывающих на то, что на подключение российских потребителей «Газпром» расходует только около 25 млрд руб. в год. Рациональное зерно в данной критике присутствует, хотя не надо забывать, что в России строительство газопроводов идет из бюджета компании, а зарубежные проекты могут привлекать иностранные кредиты.

Зачем «Газпрому» Бишкек?

Конечно, забота «Газпрома» о Киргизии во многом свидетельствует о геополитическом значении данной страны как форпоста российских интересов в Центральной Азии. Не стоит забывать и об экономическом значении этой ГТС, поскольку у «газовой трубы» Киргизии большой транзитный потенциал. России же очень важно контролировать ГТС страны, через которую (пусть даже и гипотетически) газ может поступать на рынки Юго-Восточной Азии. После потери влияния на туркменскую газовую отрасль, которую полностью взяла в свои руки КНР, России пришлось смириться с наличием серьезного конкурента российскому сырью на китайском рынке.

Российские отраслевые эксперты считают, что в любом случае приобретение российской компанией нового рынка само по себе выгодно и перспективно. Однако важно, чтобы все договоренности между Россией и Киргизией сохранялись и выполнялись после смены в этой стране президента, выборы которого состоятся 15 октября 2017 года.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что, когда «Газпром» купил ГТС этой страны, уже была программа газификации территории.

«У Киргизии есть собственный газ, но его немного. «Газпром» закупает газ в Узбекистане и Казахстане для поставок в Киргизию. Политика тут присутствует, так как Киргизия входит в таможенный союз. Российская компания работает в русле политики, но в первую очередь это бизнес», – заявил эксперт в интервью «НиК». Он также подтвердил, что есть план строительства нитки газопровода из Туркмении в Китай через Киргизию.

Экономист Саид Гафуров также уверен, что для «Газпрома» при работе в Киргизии экономика важнее политики.

«В конечном итоге основная часть прибыли как в нефтяном бизнесе, так и в газовом поступает от конечного потребителя. Там получается самая большая добавочная стоимость. Экономической мотивации тут гораздо больше, чем политики. Очень выгодно потратить деньги на газификацию деревни, жители которой будут жить там долго и платить за газ. Кроме того, это еще и конкуренция с Китаем за газовый рынок Киргизии», – отметил эксперт в интервью «НиК».

Отвечая на вопрос о том, почему «Газпром» не с таким рвением газифицирует российские регионы, эксперт отметил, что всему виной разное финансирование.

«В Киргизии будут кредиты, а в России – дотации из бюджета. У Киргизии хорошие транзитные возможности и для транспортировки газа в Китай. Но главное – это сам по себе рынок. У нас с Китаем не отношения «или один, или другой», но тот, кто получил рынок, тот хорошо заработал»,

– указал экономист.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев напомнил, что Киргизия входит в Евразийское содружество и нужна России в большей степени как часть российской зоны контроля в Центральной Азии. Эксперт рассказал, что в этой стране очень сильно влияние Запада и Китая: городское население любит западный образ жизни, у них практикуется приглашение западных, в том числе и российских преподавателей. Киргизия чем-то похожа на Южную Корею.

«Вторая причина, по которой России важны энергетические проекты с Бишкеком, – общая граница у Киргизии с Китаем. КНР – это наш основной торговый партнер на Востоке. У Пекина свои серьезные интересы в этой стране, и вполне возможно, что российский экономический интерес к Киргизии – один из вариантов сотрудничества с КНР. То есть интересы Китая в Киргизии могут совпадать с нашими»,

– заявил Дмитрий Журавлев.

Директор Института региональных проблем добавил, что Киргизия, хотя пока не богата, но располагает солидными гидроресурсами, а также имеет возможность контролировать водные ресурсы соседних стран: «Киргизия – горная страна, а реки текут с гор. Казахи сейчас киргизам предлагают за свой счет построить на их территории ТЭЦ на мазуте, который будет поставляться в Киргизию из Казахстана бесплатно, чтобы Киргизия меньше эксплуатировала ГЭС и в Казахстане хватало воды. Кроме того, Бишкек вышел из договора по Аралу».

В свою очередь директор аналитического департамента финансового дома «Альпари» Александр Разуваев напомнил, что Киргизия входит в Евразийский экономический союз и газификация страны проходит в рамках развития этого проекта исходя из тех документов, которые подписаны.

«Полностью все рынки должны быть сформированы и, возможно, введена единая валюта к 2025 году. «Газпром» действует в рамках этих политических решений»,

– заявил аналитик в интервью «НиК».

По его словам, «Газпром» активно газифицирует и Россию, хотя особо и не зарабатывает на внутреннем рынке.

«Операции «Газпрома» на внутреннем рынке не приносят большого дохода. С Киргизией то же самое. На мой взгляд, следует разделять коммерческие проекты «Газпрома» на китайском рынке и все, что связано с формированием единого рынка товаров и услуг в рамках Евразийского союза», – заметил Александр Разуваев.

"