Несмотря заявления федеральных чиновников о необходимости скорейшей модернизации экономики РФ и сокращения зависимости от сырьевого фактора, российская нефтегазовая отрасль продолжает быть главным донором-налогоплательщиком. Об этом красноречиво свидетельствует утвержденный проект федерального бюджета на ближайшие три года. Но теперь кроме нефтяников активнее пополнять госказну придется и рядовым россиянам. Именно они вместе с нефтяниками из собственного кармана будут оплачивать предполагаемое повышение топливных акцизов.
8 сентября 2017 года правительство утвердило проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. По словам министра финансов Антона Силуанова, Минфин учел в прогнозе бюджетных доходов выплату госкомпаниями дивидендов не менее 50% чистой прибыли, то есть 400 млрд руб. ежегодно. Кроме того предполагаются и дополнительные доходы бюджета от повышения акцизов на бензин, которые Силуанов оценил в 40 млрд руб.
Они будут расти в два этапа – на 0,5 руб. с января 2018 года и еще на 0,5 руб. с июля 2018 года.
Очевидно, что увеличение налоговой нагрузки никого – кроме Минфина – не радует. Рост цен на топливо будет способствовать подорожанию товаров и услуг, и, как следствие, увеличению инфляции.
Компании также ожидают убытков. Расставаться с частью прибыли им не захочется, а перекладывая налоговую нагрузку на плечи покупателей, они все равно столкнутся с сокращением доходов за счет уменьшения деловой активности и как следствие спроса на моторное топливо.
Дорогое топливо вредно для экономики
В этой связи уместно вспомнить, что ситуация с производством светлых нефтепродуктов в стране далеко не идеальная. Как сообщил «НиК» генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев, в результате реконструкции наших нефтеперерабатывающих заводов и пуска новых НПЗ, доля бензина в перерабатываемой нефти серьезно снизилась.
«Старые установки глубокой переработки нефти были выведены из эксплуатации для замены, новые пока еще не пущены. Только в 2016 году началось восстановление этого производства. Если взять 2016 год, то дефицит бензинов в России составлял 7 млн тонн. При этом розничный рынок никак не страдал: АЗС снабжались на 100%»,
– сообщил эксперт. По его словам, напряженная обстановка с бензином в стране пока сохраняется, но в ближайшие 2-3 года, все зависит от скорости ввода установок, объемы производства топлива в России возрастут до 60 млн тонн.
Однако это произойдет только в том случае, если компании смогут вовремя ввести в строй новые модернизированные мощности. При уменьшении прибыли от розничной продажи бензина этот момент опять будет отложен.
Как заметил в интервью «НиК» источник в одной из ведущих нефтегазовых компании России, нефтяные компании законопослушны и постараются выполнить все предписания правительства, хотя бы по тому, что от этого зависит развитие их бизнеса. Вместе с тем, если данный бизнес будет им совсем не выгоден, они могут и избавиться от перерабатывающих мощностей:
«Складывается впечатление, что правительство просто не хочет работать с вертикально интегрированными компаниями и, вообще, не заинтересовано в выпуске качественного топлива в стране».
Менеджер, напомнил, что США смогли создать сильнейшую в мире экономику благодаря низким ценам на энергоносители внутри страны для рядовых потребителей. В итоге дешевый бензин позволил развиваться транспорту и туризму, создав огромное количество рабочих мест. Повышение цен для конечного потребителя в России вряд ли положительно скажется на экономике страны.
Акцизы – лишь дополнительный фактор роста цен на бензин
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, в свою очередь, считает, что принятое правительством решение по увеличению акцизов с 2018 года является дополнительным фактором для роста цен на топливо, но никак не повлияет на спрос и, соответственно, развитие отрасли.
«Цены растут каждый год и ничего не меняется. На спросе может сказаться деловая активность, а не цены. Просто ожидалось, что все будет происходить совсем по-другому. Когда вводился налоговый маневр, его целью было перенесение налоговой нагрузки на добычу. То есть акцизы должны были снижаться пропорционально росту НДПИ и сдерживать рост цен внутри страны.
НДПИ каждый год увеличивается, а акцизы ни разу не снижались»,
– заявил президент Российского топливного союза в интервью «НиК». Он напомнил, что регулятором рынка является Федеральная антимонопольная служба, и она продолжит следить и за розничными и за оптовыми ценами на топливо.
Правительство не удержит цены на бензин
Замдиректор аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева также считает, что увеличение акцизов обязательно приведет к увеличению цен на бензин.
«Налоговая составляющая играет большую роль в формировании стоимости топлива, поэтому запланированное увеличение налогов приведет к очередному скачку цен. С учетом невысокой стоимости нефти и укреплением рубля, рост акцизов будет иметь негативный эффект для потребителя, в первую очередь – розничного. Повлияет он и на оптовых покупателей – производство, логистика. Все это приведет к росту цен на различные услуги, например, авиабилеты», – отметила эксперт в интервью «НиК».
По ее мнению, государство сейчас не сдерживает рост цен на топливо; дальше возможности для этого также не появятся.
«Наши НПЗ постоянно должны переходить на новые экологические стандарты. Это требует огромных средств для модернизации производства и дополнительных затрат компаний. Поэтому я не совсем понимаю, как государство может сдерживать рост стоимости топлива, повышая налоги»,
– заметила Анна Кокорева.
Она считает, что на отрасли повышение акцизов отразится только в случае серьезного падения спроса на бензин: «Спрос серьезно не упадет, компаниям все равно нужно будет покупать горючее. Дизель и бензин останутся востребованными, поэтому ничего не изменится, просто вся налоговая нагрузка будет переложена на потребителя».
ФАС уже сдерживает инфляцию
Стоит отметить, что замглавы ФАС Анатолию Голомолзину уже пришлось успокаивать общественность в связи с предстоящим повышением акцизов.
«Если он один (фактор повышения акцизов на топливо в 2018 году), то он не может существенным образом повлиять на цену. Он (рост цен для конечных потребителей) будет, скорее всего, в общих планируемых параметрах. Бывали изменения акцизов на гораздо большую величину», – цитирует замглавы ФАС агентство «Прайм».
Данное заявление, видимо, свидетельствует о том, что компаниям не стоит расслабляться, поскольку антимонопольная служба следит за общественным обсуждением проекта бюджета.
Но нефтяникам, как, впрочем, и конечным потребителям, вряд ли от этого будет легче.