Posted 18 сентября 2017, 12:51
Published 18 сентября 2017, 12:51
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
12-15 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге прошла 13-я международная конференция по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ (RAO/CIS Offshore). Каждые два года это крупнейшее отраслевое мероприятие собирает представителей органов государственной власти, отечественных и зарубежных нефтегазовых компаний, ведущих ученых и специалистов для обсуждения важнейших аспектов освоения морских запасов углеводородов.
Государственный интерес
История шельфового форума началась в 1993 году на волне возрастающего интереса к освоению нефтегазовых ресурсов Арктики и с началом работ по Приразломному и Сахалинским проектам. Российские специалисты в области арктических технологий выступили с идеей проведения конференции и выставки в Петербурге. Инициативу поддержали российские, норвежские, финские и американские нефтегазовые и сервисные компании. Главная задача RAO/CIS Offshore в настоящее время – налаживание диалога между государством, лидерами нефтегазовой промышленности и ведущими экспертами по вопросам освоения углеводородного потенциала российского континентального шельфа. В 2017 году в форуме приняли участие более 300 компаний, включая «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Севмаш», «Газфлот», Крыловский государственный научный центр, Судостроительный комплекс «Звезда», Aker Solutions, DNV GL, General Electric Oil&Gas, KBR, Kvaerner, Siemens, TechnipFMC.
Государство рассматривает арктические и морские проекты в качестве стимула для развития российской экономики. Министерство энергетики прогнозирует рост морской нефтедобычи до 26 млн тонн (на 17% по сравнению с показателями 2016 года), а к 2035 году в России на шельфе будет извлекаться порядка 80 млн тонн.
По словам заместителя министра Кирилла Молодцова, компании поддержат льготами.
Уже сейчас проекты на Каспии и в Печорском море реализуются благодаря значительным льготам – без них освоение возможно лишь в условиях соглашений о разделе продукции.
По словам Молодцова, государство будет создавать особые условия для компаний, реализующих низкорентабельные проекты, даже если себестоимость их разработки достигает $70-80 за баррель. Увлеченность государства мегапроектами на Крайнем Севере, по-видимому, связана прежде всего с вопросами безопасности, «демонстрацией флага» – военного и хозяйственного присутствия России в Арктике.
По словам академика РАН Алексея Конторовича, Россия вступает в принципиально новый этап освоения Арктики и континентального шельфа. Появилась серьезная геологическая база, которую, безусловно, придется совершенствовать, но уже сейчас разработка шельфа перестала быть «фантастическим» проектом, как это многим казалось еще полтора десятилетия назад.
Морские рубежи Роснефти
Благодаря проведенным в последние годы «Роснефтью» геологоразведочным работам на российском континентальном шельфе, на баланс поставлены 30 млн тонн нефти и 400 млрд м3 газа.
По словам вице-президента компании Андрея Шишкина, освоение Арктики по объемам необходимых инвестиций не только сравнимо, но, возможно, даже превзойдет освоение космоса.
Согласно ранее озвученным планам, в ближайшие пять лет компания собирается вложить в освоение российского континентального шельфа около $8,4 млрд. Несмотря на санкции, в 2017-2019 годах «Роснефть» планирует провести геологоразведочное бурение в Черном и Баренцевом морях, продолжить начатое весной 2017 года бурение в море Лаптевых.
Согласно мнению топ-менеджера, введенные в отношении России санкции стимулируют российские компании к реализации собственных проектов и созданию собственных технических средств для шельфа.
«Здесь работает парадоксальный принцип: с одной стороны, конкуренты хотят ограничить наши возможности, но теми же действиями стимулируют производство морских буровых платформ, танкеров, газовозов и создание новых рабочих мест для граждан России»,
– заявил Шишкин.
Сейчас «Роснефть» на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта создает уникальный судостроительный кластер, ядром которого станет завод «Звезда». Согласно оценкам, капиталовложения в строительство современного судостроительного комплекса составят 145,5 млрд руб. В ходе реализации морских проектов компания оценила свои потребности в судах обеспечения и сопровождения буровых работ, определила основные типы судов и морских сооружений.
«Роснефть» станет крупнейшим заказчиком оборудования для шельфа и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств.
По словам Шишкина, в рамках строительства комплекса будет возведен сухой док, уникальный по своим размерам для России (500 на 114 метров), что позволит реализовывать любые проекты и строить морские сооружения любой технической сложности, в том числе атомные ледоколы.
Помимо освоения нефтегазовых месторождений и строительства сложной морской техники, ВИНК участвует в научных экспедициях – за последние четыре года их было проведено семь. Участники экспедиции «Роснефти» на дизельном ледоколе «Капитан Драницын» в 2016 году выполнили в Карском море опыты по буксировке айсбергов.
«Впервые в России была проведена апробация уникальной технологии по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия. Специалисты компании успешно выполнили буксировку айсберга массой свыше 1 млн тонн, что является не только первым опытом в российской Арктике, но и значительным событием в мировой практике. Для сравнения: айсберг, ставший причиной гибели «Титаника», весил всего 75 тыс. тонн», – рассказал топ-менеджер «Роснефти».
Газпром на арктическом шельфе
По информации заместителя председателя правления «Газпрома» Валерия Голубева, компания владеет 38 лицензиями на участки шельфа Баренцева, Карского и Охотского морей. Первый проект, реализованный «Газпромом» как оператором, – Киринское месторождение на шельфе Сахалина. Это первое и пока единственное газоконденсатное месторождение России, эксплуатация которого осуществляется с применением подводно-добычного оборудования. Газ идет в Приморский край и на север Сахалина. До ввода крупных промышленных потребителей газа в Дальневосточном федеральном округе добыча на Киринском ведется с перерывами. За I квартал 2017 года на месторождении извлечено 368 млн м3 газа и 62 тыс. тонн конденсата.
На начало 2017 года запасы «Газпрома» на шельфе России подсчитаны для 23 месторождений, составляя по газу по категориям АВ1С1 – 7,7 трлн м3, В2С2 – 2,3 трлн м3, конденсата АВ1С1 – 199,1 млн тонн, В2С2 – 34,7 млн тонн, запасы нефти (в основном Приразломное и Долгинское месторождение) АВ1С1 – 61 млн тонн, В2С2 – 251,8 млн тонн. Всего на шельфе с 1995 года «Газпром» открыл десять новых месторождений, из которых Голубев отмечает как уникальные по запасам Северо-Каменномысское, Каменномысское-море и Южно-Киринское. Одно из последних открытий – Южно-Лунское, обнаруженное в 2016 году бурением поисковой скважины Южно-Лунская-1. Начальные геологические запасы газа актива – 51,4 млрд м3.
Летом 2017 года «Газпромнефть-Сахалин» пробурила поисковую скважину на Аяшском лицензионном участке («Сахалин-3») в Охотском море с помощью японской установки Hakuryu-5. Прогнозные ресурсы оцениваются в более чем 100 млн тонн условного топлива. Предполагается, что полученные результаты бурения позволят разработать новую программу для участка и провести в 2018 году разведочное бурение. Геологам еще предстоит оценить результаты бурения, но, согласно первой неофициальной информации, они были успешными: на скважине получен приток углеводородов.
По словам заместителя председателя правления «Газпрома», главные открытия на шельфе у России впереди. Для геологоразведки компания планирует до 2030 года заказать около 20 судов. Сейчас ее спецфлот насчитывает 12 единиц и четыре буровые установки, ведется строительство двух судов для работы на шельфе. У компании несколько опорных пунктов поддержки арктических проектов: основная береговая база обеспечения бурения в Мурманске, вспомогательные – в портопункте Ямбург и поселке Варандей.
Голубев заявил, что «не уйдет на пенсию, пока в «Газпроме» не реализуют Штокмановский проект». Напомним, что освоение Штокмана заморожено с 2013 года на фоне сланцевой революции в США: они рассматривались в качестве главного рынка сбыта для месторождения. По оценкам Минэнерго и Минприроды, сроки запуска этого проекта находятся за пределами 2025-2030 годов, в сформированную на ближайшие 15 лет программу «Газпрома» по освоению морских месторождений Штокман не входит.
До 2032 года у компании в приоритетах формирование и поддержание производства в трех основных добычных центрах: Арктическом – Приразломное, Обско-Тазовском – Каменномысское-море и Северо-Каменномысское, а также Сахалинском – Киринское и Южно-Киринское месторождения.
Сахалин станет источником газа для производства СПГ на заводе проекта «Сахалин-2». «Газпром» совместно с Shell готовит документацию для строительства третьей технологической очереди мощностью в 5,4 млн тонн в год. Окончательное решение «Газпром» рассчитывает принять в конце 2018-го – начале 2019 года, а ввести линию планируется в 2023-2024 годах. СПГ будет поставляться в основном на рынки АТР: в Японию, Корею, Индию.
Ввод месторождений Обско-Тазовского центра позволит компенсировать падение уровня добычи на сухопутных месторождениях. Планы компании «Газпром добыча Ямбург» предполагают последовательное освоение семи месторождений: Каменномысское-море, Северо-Каменномысского, Обского, Чугорьяхинского, Семаковского, Антипаютинского и Тота-Яхинского, а также находящейся на суше группы Парусовых месторождений.
Первоочередным активом, который планируется обустроить и ввести в эксплуатацию, является самое крупное газовое месторождение – Каменномысское-море (запуск в промышленную разработку запланирован на 2025 год). На начальном этапе месторождение будет осваиваться с помощью ледостойкой платформы с добычей в объеме 15 млрд м3 газа в год. Затем планируется ввести в разработку Северо-Каменномысское – второе по запасам углеводородного сырья в регионе.
ЛУКОЙЛ осваивает шельф Каспия и Балтики
Концепция развития Северо-Каспийского региона, где работает ЛУКОЙЛ, предполагает строительство около 30 платформ.
В ближайших планах – запуск новых очередей проектов месторождений им. Ю. Корчагина и В. Филановского (2017-2019 годы), введение в промышленную эксплуатацию Ракушечного – после 2020 года, им. Кувыкина – после 2025 года, 170 км – после 2030 года.
В 1995-2017 годах компания открыла на Каспии десять месторождений с извлекаемыми запасами углеводородов 1,2 млрд тонн условного топлива, построила шесть платформ, проложила 650 км трубопроводов. В 2017 году ВИНК пробурила в российском секторе Каспийского моря поисковую и разведочную скважину, завершив доразведку месторождения им. Кувыкина и открыв месторождение Хазри.
В ближайших планах ЛУКОЙЛа – разработка открытого в 2001 году Ракушечного месторождения с начальными извлекаемыми запасами 38 млн тонн нефти и 40 млрд м3 газа. Ракушечное расположено по соседству с месторождением им. В. Филановского, активно разрабатываемого с осени 2016 года. Инвестиции в проект уже превысили 156 млрд руб. Филановское – центральное звено освоения Каспийского нефтегазоносного региона. Компания планирует добыть в 2017 году на этом активе более 4 млн тонн нефти (накопленная добыча превысила 5 млн тонн). С вводом в эксплуатацию второй очереди обустройства (в 2017 году предполагается завершение строительства инфраструктуры) добыча на выйдет на проектный уровень 6 млн тонн.
Продолжает разрабатываться введенное в эксплуатацию в 2010 году месторождение им. Ю. Корчагина. Накопленная добыча уже составила 7,4 млн тонн нефти (максимальный уровень составляет 1,5 млн тонн в год), а инвестиции превысили 100 млрд руб. В 2018 году предполагается запуск второй очереди, включая строительство блок-кондуктора и бурение семи эксплуатационных скважин для поддержания уровня добычи.
Еще одно направление разработки морских акваторий для ЛУКОЙЛа – Балтика.
Недавние открытия привели к существенному увеличению запасов компании в этом регионе (до 30 млн тонн). Было обнаружено четыре месторождения: D-6 Южное, D-29, D-33 и D-41. Помимо разрабатываемого с 2004 года Кравцовского месторождения, самое интересное – D-33. ЛУКОЙЛ завершил разведку актива, уточнив геологическое строение: принадлежащий ВИНК участок оказался частью большой нефтеносной структуры. Компания ведет подготовку к эксплуатационному бурению на месторождении D-41 (на 2019 год намечено завершение строительства объектов разработки) и прорабатывает планы освоения соседних активов.