Учитывая финансовые проблемы, Венесуэла не в состоянии поддерживать бесперебойную работу всех нефтяных месторождений, в связи с чем некоторое сокращение производства нефти будет носить постоянный характер. Об этом сообщает Dow Jones со ссылкой на издание Wall Street Journal.
Текущая добыча в стране составляет 1,9-2,2 млн баррелей в день, в зависимости от того, на какие данные ориентироваться, официальные или неофициальные. При этом, согласно официальным данным, добыча в конце 2015 года составляла 2,5 млн баррелей в день, а до прихода к власти Уго Чавеса в 1999 году – 3,4 млн баррелей в день.
Снижение производства нефти в Венесуэле настолько велико, что стране приходится импортировать легкие сорта нефти и затем смешивать их с собственными более тяжелыми сортами. Между тем Венесуэла занимает первое место в мире по объему разведанных запасов нефти.
Проблемы Венесуэлы заключаются в финансах, госдолге, составляющем около 120 млрд долларов, и добыче. Страна обязалась поставлять нефть России и Китаю в счет оплаты долга. После поставок нефти на внутренний рынок и оплаты импорта нефти у Венесуэлы остается лишь 600 000-800 000 баррелей в день, при помощи которых она может генерировать чистый денежный поток, сообщили в Центре глобальной энергетической политики Колумбийского университета. На долю экспорта нефти приходится около 90% валютной выручки Венесуэлы.
В дальнейшем возможны такие сценарии как дефолт, восстание или санкции США. Президент Дональд Трамп даже намекнул на возможность военных действий со стороны США. Подобные события могут привести к такому же сильному снижению добычи, как в 2002 году, когда произошла забастовка венесуэльских нефтяников.
Прекращение венесуэльского экспорта нефти, примерно втрое превышающего поставки такой страны, как Ливия, конечно же поддержит цены, но эффект все же вряд ли будет таким мощным, как 15 лет назад, когда на фоне венесуэльской забастовки нефть подорожала на 50%. При этом, как замечают аналитики RBC Capital Markets, перебои с поставками из Венесуэлы сыграют на руку некоторым участникам рынка.
Производители тяжелой нефти в Мексике и Канаде воспользуются ростом спроса и сравнительных цен, так как НПЗ в США технологически рассчитаны на переработку нефти аналогичных сортов. Похожая ситуация сложится, если США введут обещаемые санкции, побуждая Венесуэлу искать других покупателей нефти.
Если же Венесуэле удастся справиться с внутренней нестабильностью, добыча может выровняться, но какой-либо рост будет ограниченным. Многолетний недостаток инвестиций, вероятно, уже причинил долгосрочный ущерб традиционным месторождениям этой страны. Восстановление объемов добычи потребует существенных иностранных инвестиций, в том числе и в залежи тяжелой нефти. Теперь, когда Венесуэле стало сложнее взаимодействовать не только с международными нефтяными компаниями, но и с госкомпаниями таких стран, как Россия и Китай, рост добычи без смены политического режима будет трудным делом.
Аналитики Колумбийского университета заключают, что в лучшем случае Венесуэле удастся нарастить добычу на 100 000-200 000 баррелей в день. Такое небольшое восстановление все равно не вернет венесуэльскую добычу к историческим максимумам, то есть мало отразиться на рынке. Но в случае кризиса в этой стране последствия и для венесуэльцев, и для зарубежных потребителей будут намного серьезнее.