Нефтяной рынок даже после продления договора о сокращении добычи не спешит восстанавливаться. Помимо сокращения доходов производителей нефти, это ставит под сомнение предстоящее размещение на бирже 5% акций Saudi Aramco: королевству для преодоления финансовых сложностей нужны $400 млрд, которые может принести IPO при цене $60 за баррель. Но нефтяным ценам пока далеко до этой планки, и если учесть, что угроза любого военного конфликта воспринимается рынком как повод для понижения, то рассчитывать на дорогую нефть Эр-Рияду не стоит.
IPO Saudi Aramco – значимый фактор для мировой нефтяной отрасли. В недавнем интервью The Financial Times глава «Роснефти» Игорь Сечин предположил, что именно перспектива продажи 5% акций госкомпании Саудовской Аравии стала одной из причин для действий по координации рынка.
По мнению многих отраслевых аналитиков, если размещение акций пройдет успешно, это может вызвать рост котировок акций других компаний. При согласии же Эр-Рияда продать активы по низкой цене, перспективы рынка углеводородов ухудшатся. Поэтому на министерской встрече по мониторингу реализации соглашения ОПЕК+ (состоялась 24 июля в Санкт-Петербурге) Саудовская Аравия настаивала на пролонгации сделки по сокращению добычи.
Эксперты отмечают, что Саудовской Аравии сокращение дается легче, чем другим участникам, и страна больше всех заинтересована в высоком рынке накануне IPO Saudi Aramco в 2018 году.
В правительстве России верят в восстановление цен. Министр энергетики Александр Новак недавно заявил, что на рынке происходит балансировка цен, есть предпосылки того, что во втором полугодии они будут выше. По его мнению, необходимости в дополнительных действиях в рамках сделки ОПЕК нет.
Эксперты, опрошенные «НиК», не разделяют столь оптимистичную позицию главы Минэнерго РФ. У них нет единого мнения относительно перспектив проведения IPO Saudi Aramco и о возможности большего ограничения добычи нефти. Новые сценарии вывода нефти из ценового коридора $40-50 пока не просматриваются.
Saudi Aramco неинтересно выходить на IPO при низкой нефти
Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева считает, что сейчас Saudi Aramco неинтересно выходить на IPO.
«Это связано с низкими ценами на нефть. Амбиции у компании достаточно высокие, поскольку необходимо привлечь большую сумму. Текущие нефтяные котировки и нестабильная обстановка на Ближнем Востоке, естественно, ухудшают инвестиционный климат», – отметила аналитик в интервью «НиК». Она добавила, что Saudi Aramco – привлекательная компания, поскольку у нее стоящие активы: при более благоприятных условиях они могут продать себя гораздо дороже.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов уверен, что есть множество признаков того, что роль нефти в мировой экономике будет снижаться.
«Есть предположение, что нефть снизит свое влияние как ключевого энергоносителя. Такая тенденция намечается. Сейчас даже маленькие изменения спроса и предложения превращаются в большие скачки цен. В 2014 году избыток предложения за счет выхода сланцевой нефти был не очень большим – около 3% мирового рынка, но этого хватило, чтобы цена упала в четыре раза. Если Саудовская Аравия решится на проведение IPO при низкой стоимости черного золота, это будет сильным аргументом в пользу теории завершения нефтяной эры»,
– заявил эксперт в интервью «НиК».
По его мнению, дальнейшее сокращение добычи не приведет к резкому росту цен.
«Не исключено, что сокращение приведет лишь к росту добычи в странах, которые в договоре не участвуют. В начале 1980-х годов саудовцы сокращали добычу, надеясь на повышение стоимости нефти, потеряв долю рынка. Саудовская Аравия до сих пор ее не вернула. Сейчас поставки нефти из этой страны ниже, чем до всех сокращений в начале 80-х годов. Призывы к сокращению добычи будут, но необходимо ли оно – большой вопрос», – указал Сергей Хестанов.
Он также отметил, что позиция США по использованию углеводородного сырья также свидетельствует о разочаровании.
«Вспомним: до 1971 года США были крупнейшим производителем нефти в мире. Начиная с 1973 года страна начала вводить ограничения на добычу для сохранения сырья будущим поколениям. Тот факт, что они начали активно эксплуатировать свои месторождения, говорит об их разочаровании в нефти. США готовы добывать и продавать ее как можно больше, пока она имеет ценность».
Аналитик также уверен, что часть «принимающих решения» лиц считают эру нефти завершенной. В истории много примеров того, говорит эксперт, когда ресурсы обесценивались практически полностью: «Так произошло с корабельным лесом. Дания и Германия даже воевали за него, а сейчас он в промышленных количествах никому не нужен».
США против нефти
Пока сложно поверить, что Саудовская Аравия настольно «охладела» к нефтяному бизнесу, что готова уйти с рынка. Бюджет страны на 70% зависит от нефти, и финансовой альтернативы для пополнения казны Эр-Рияду найти не удалось. Но аналитики королевства осознают, что в ближайшее время США, главный регулятор рынка, не позволят черному золоту подняться слишком высоко. И цель IPO Saudi Aramco может заключаться именно в демонстрации политической лояльности.
Запасы нефти Саудовской Аравии рынку неизвестны. А вот наличие у компании Saudi Aramco огромных финансовых активов сомнений не вызывает. Их сохранение и преумножение является важнейшей задачей Эр-Рияда.
Что же касается США, то они только выиграют от проблем нефтедобывающих стран. Кроме того, в Вашингтоне не против сделать главным энергоресурсом газ – его в Соединенных Штатах много.
Скорее всего, завершение нефтяной эры надо рассматривать не как переход на альтернативные источники энергии, а как очередной передел рынков энергоносителей.