Posted 27 июля 2017,, 16:30

Published 27 июля 2017,, 16:30

Modified 16 августа 2022,, 21:42

Updated 16 августа 2022,, 21:42

Наказать и навредить

27 июля 2017, 16:30
Новые санкции США нанесут удар по российскому нефтегазовому сектору и экспортерам

Цель нового санкционного законопроекта, принятого Конгрессом США, – поставить российский нефтегазовый экспорт в заведомо ограниченные рамки. В целом санкции будут иметь достаточно широкий и агрессивный характер. К таким выводам приходит Роман Блинов, эксперт компании «Международный финансовый центр».

Предлагается сократить максимальный срок рыночного финансирования находящихся под санкциями российских банков до 14 дней, а компаний нефтегазового сектора – до 30 дней. Документ также предполагает наложение президентом США санкций на лиц, намеренных вложить в строительство российских экспортных трубопроводов более $5 млн за год или $1 млн единовременно либо собирающихся предоставить проектам услуги, технологии или информационную поддержку. Кстати, конгрессмены не включили в законопроект положения, позволяющие президенту США Дональду Трампу самостоятельно отменять санкции.

ЕС под прицелом

В первую очередь удар от новых законодательных инициатив США придется на российский нефтегазовый сектор и экспортеров. В Старом Свете, который исторически является одним из стратегических партнеров (если слово «партнер» здесь подходит) России, принялись судорожно выявлять возможных претендентов на санкционный список.

Впрочем, ряду инвесторов и бизнесменов из ЕС удалось пролоббировать в США некоторые изменения в текст законопроекта. Так,

европейские структуры добились увеличения минимальной доли российского участия в совместных проектах с 10% до 33%.

При этом пресс-секретарь Еврокомиссии Маргаритис Шинас заявил, что санкции США ударят по энергетической безопасности и независимости ЕС.

Как известно из европейских СМИ, ряд компаний из Старого Света автоматически попадают под новый пакет санкций. Еврокомиссия даже сформировала список проектов, на которые повлияет доработанный законопроект США, он включает:

  • «Балтийский СПГ» (Baltic LNG – проект Shell и «Газпрома»);
  • «Голубой поток» (совместное предприятие итальянской компании Eni и «Газпрома»);
  • «Каспийский трубопроводный консорциум» (проект Shell, Eni и «Роснефти»);
  • «Северный поток-1» (проект реализует ряд европейских компаний и «Газпром»);
  • «Северный поток-2» (проект реализует консорциум европейских компаний в партнерстве с «Газпромом»);
  • предполагаемое расширение проекта «Сахалин-2» (заинтересованы Shell и «Газпром»);
  • «Южно-Кавказский трубопровод» (участвует ВР и ЛУКОЙЛ);
  • освоение египетского месторождения Zhor (совместный проект BP, Eni и «Роснефти»).

Серьезность ситуации подтверждает то, что новый законопроект вынудил реагировать на него и Брюссель. Так, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в обращении к главам стран Европейского Союза призвал европейские страны «отреагировать быстро», если США введут новые санкции. В Брюсселе опасаются, что ограничительные меры могут затронуть компании, сотрудничающие с Россией в железнодорожном, финансовом, судоходном и горнодобывающем секторах.

Как следует из европейских источников, Европейский парламент намерен потребовать от администрации президента США «публичное и письменное заверение» Дональда Трампа, что Вашингтон не будет принимать санкции против России в ущерб европейским компаниям. Кроме того, по мнению ряда экспертов, ЕС может ограничить действие таких санкций в Европе и даже подготовить «ответные меры в рамках ВТО».

Суть санкций – навредить

Новые санкции США направлены на достижение двух целей.

Первая – поставки собственного СПГ в страны Европейского Союза вместо российского газа. Кроме того, есть слабая, но возможность навредить стратегическому партнерству европейских и российских компаний на рынке энергоресурсов. Идея иллюзорная, но чем, как говорится, черт не шутит.

К слову, отдельно в проекте закона подчеркивается, что США продолжат противодействовать строительству газопровода «Северный поток-2» из-за «вредного воздействия на энергетическую безопасность Евросоюза, газовое развитие рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетические реформы на Украине».

Однако в ЕС считают, что проект газопровода «Северный поток-2» очень важен для стран Европы. Его подрыв может грозить странам ЕС отсутствием поставок российского газа, а для России – экспортным коллапсом.

Из этого вытекает вторая, основная задача санкций – попытаться поставить российский нефтегазовый экспорт в заведомо ограниченные рамки. Тем самым навредить России напрямую. Здесь есть шансы задеть «своих», но это пока мало кого беспокоит.

Накажут всех

Новый американский закон призван наказать и, скорее всего, накажет любую компанию, работающую над реализацией проектов совместно с Россией, невзирая на ее юрисдикцию.

Примечателен факт, что под санкционное регулирование и воздействие попадают любые совместные проекты международных компаний, причем не только в области разработки новых проектов. Уже существующие проекты также рискуют оказаться в подвешенном состоянии: ряд международных компаний на данный момент участвуют в модернизации и поддержке связанных с Россией проектов практически по всему миру.

По информации CNN,

против новых ограничений уже якобы выступили такие располагающие очень серьезными лоббистскими возможностями транснациональные компании, как Boeing, Ford, Dow Chemical, Procter&Gamble, International Paper, Caterpillar, Cummins, BP, General Electric, а также глобальные представители инвестиционно-банковского сектора Citigroup, Mastercard и Visa.

Как утверждает CNN, ссылаясь на свои источники в компаниях, они стараются убедить конгрессменов, что новые санкции могут иметь непредвиденные последствия, которые нанесут значительный ущерб американскому бизнесу. Однако при этом о полном отказе от санкций речи со стороны американского бизнеса не идет.

"