Posted 12 июля 2017, 07:00
Published 12 июля 2017, 07:00
Modified 15 сентября 2022, 20:19
Updated 15 сентября 2022, 20:19
В проекте «Газпрома» по проведению газопровода «Турецкий поток», проходящего через Черное море, напряженно переплетаются экономические и политические интересы многих стран, выступающих против новых санкций США в отношении России.
Турция, безусловно, заинтересована не только в получении газа для себя, но и в роли «европейского хаба» – транзитного узла по продвижению топлива вглубь Европы. Поэтому «Турецкий поток» приветствуется Анкарой, которая готова финансировать его наряду с «Газпромом». Более того, с российской стороны уже проложены 50 км нитки по дну Черного моря.
Однако главные препятствия могут прийти со стороны США. По мнению Марка Гойхмана, ведущего аналитика ГК «Телетрейд», в случае принятия новых санкций Конгрессом США, запрет может быть наложен не только на финансирование проектов непосредственно строительства со стороны американских компаний. Это было бы неприятно, но преодолимо за счет иных источников. Но речь идет и о санкциях против иностранных компаний, инвестирующих или поставляющих оборудование для российских газопроводов. Такая ситуация болезненна для бизнеса. Об этом говорит, например, недавняя острая реакция Siemens на несогласованные поставки ее санкционной продукции в Крым.
«В ходе геополитического обострения отношений с Россией в последние годы европейские и американские политики хотели бы снизить зависимость Европы от российского газа, считая ее условием для политического диктата. Здесь политика США явно переплетается с экономическими интересами. Дональд Трамп объявляет о резком увеличении экспорта СПГ в Европу из США. Таким образом, препятствия для "Турецкого потока" и "Северного потока-2" во многом идут в русле банального ограничения конкуренции административным путем. Хотя президент США активно выступает против подобных "торговых войн", когда дело касается "ущемления" американских товаров», – говорит Марк Гойхман.
От таких санкций пострадает и Европа. «Российские газовые "потоки" дают в перспективе возможность в основном покрыть потребность в газе, которая вырастет для Европы на 145 млрд куб. м в 2025 году. Проекты "Турецкий поток", "Северный поток-2" и "Южный поток" в совокупности способны принести до 146 млрд куб. м. Что же касается американского СПГ, то он невыгоден обеим сторонам. Внутри США цены на СПГ – $3,6-4,9 за 1 млн БТА, а европейские цены в среднем ниже, на уровне $4. Таким образом, для американских производителей такой экспорт невыгоден. Равно как и для потребителей в Европе, которые могут столкнуться с повышением цен», – считает аналитик.
По данным эксперта, сейчас многие европейские структуры выступают против новых санкций США относительно России, даже несмотря на поддержку политики в вопросах Украины и Крыма. Но экономика диктует свои требования, и теплая «газовая рубашка» ближе к телу.
«Газпром» начал строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» 7 мая у российского побережья Черного моря. Длина морской части трубы должна составить около 910 км, сухопутной части по турецкой территории – 180 км.