Posted 4 июля 2017,, 10:40

Published 4 июля 2017,, 10:40

Modified 16 августа 2022,, 21:41

Updated 16 августа 2022,, 21:41

Санкции во имя развития: как ограничения со стороны США отразятся на России

4 июля 2017, 10:40
Вопрос введения санкций может стать дополнительным предметом политического торга в ходе предстоящей встречи президентов России и США в кулуарах саммита G20

Не так давно американские конгрессмены объявили о намерении ввести новые санкционные ограничения в отношении России. Они должны затронуть финансовый и энергетический секторы российской экономики. Банкам, которые уже находятся под санкциями, могут еще больше ограничить срок финансирования – с 90 до 14 дней, энергокомпаниям – до 30 дней.

Пока Палата представителей Конгресса США отложила принятие данного документа, вернув его на доработку. Однако, по мнению российских и западных аналитиков, к нему могут скоро вернуться, поскольку такое давление станет дополнительным предметом политического торга в ходе предстоящей встречи президентов России и США 7-8 июля в кулуарах саммита «Большой двадцатки» (G20). И в случае неудачных переговоров лидеров двух стран российский нефтегазовый сектор может очень скоро столкнуться с новыми сложностями.

Добыча на шельфе растет

В правительстве Российской Федерации пока не склонны паниковать от угроз Вашингтона. Например, замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов сообщил, что Россия, невзирая на санкции, продолжит создавать условия для роста добычи нефти в стране.

«За три года мы объемы добычи нефти наращивали, наращивать будем, более того, создавать условия будем для того, чтобы и на действующих месторождениях, и на новых месторождениях, и на шельфовых месторождениях мы могли наращивать объемы добычи», – сказал замминистра.

У такой позиции есть все основания, ведь до сих пор России удавалось довольно успешно обходить почти все западные санкции. Причем легче всего нефтяные компании справились именно с финансовыми ограничениями, поскольку, пока в мировой экономике присутствует серьезная проблема с переизбытком ликвидности, банки преодолеют любые препятствия для инвестиций в прибыльную и перспективную нефтегазовую отрасль.

Чуть больше времени потребовалось российскому нефтегазовому сектору для получения доступа к высокотехнологичному оборудованию гидроразрыва пласта (ГРП). Однако и эта проблема была решена. В 2015 году «Роснефть» приобрела крупнейшую западную компанию Trican Well Service Ltd., владеющую как технологией, так и производством необходимого оборудования для ГРП. Напомним, что сами технологии этого способа добычи отнюдь не эксклюзивны, они были изобретены в СССР в 1970-х годах. Помимо приобретения западного нефтесервисного оборудования, в РФ началось возрождение и собственного производства данной техники. Более того, отраслевые эксперты убеждены, что именно санкции дали мощный толчок для развития производства в стране. Российские компании постепенно начинают выпускать высокотехнологичное оборудование для газопереработки и газохимии.

Стоит также отметить, что искусственные преграды, которые ставятся перед западным бизнесом для работы в РФ, не приводят к потере привлекательности российского рынка. Компании в обход всех санкций стараются увеличить свое присутствие в России. И их можно понять, ведь в мире не так много стран, которые способны купить технологии добычи углеводородного сырья. В частности, американские нефтесервисные компании умудряются обходить все запреты для работы в РФ, но теперь они не просто экспортируют собственную технику, а стараются заниматься производством в РФ. Например, в 2017 году американская компания «Бейкер Хьюз» (Baker Hughes) открыла завод по производству оборудования для заканчивания скважин на базе Тюменского нефтепромыслового комплекса.

Пока наиболее сложной остается ситуация с доступом к оборудованию для работы на шельфе. Впрочем, эксперты уверены, что и эти санкции были бы успешно преодолены, если бы стоимость нефти была более высокой, но при $40 за баррель шельфовые проекты привлекают не так много инвесторов.

Низкие цены страшнее санкций

Ведущий аналитик управляющей компании «Горизонт» Владимир Рожанковский считает, что новые санкции в отношении России еще долго будут ратифицироваться в Конгрессе.

«Скорее всего, этот законопроект (о введении новых санкций в отношении РФ – прим. «НиК») будет отправлен на доработку, она займет определенное время. Видимо, это сделано целенаправленно, чтобы не принимать закон до встречи G20, где, как многие надеются, все же произойдет встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. Со стороны США было бы нелогично вводить новые санкции накануне первой встречи президентов России и Соединенных Штатов», – заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, если закон все же будет принят, он может сильно ограничить экспортно-импортные операции.

«В предложенном законопроекте сроки кредитов, которые могут предоставляться РФ, снижены с 30 дней до 14, в этой связи России станет очень неудобно торговать с Европой, в частности, автомобилями. Если новые санкции США будут введены, они будут скорее соответствовать тем ответным санкциям России, которые были приняты Москвой. Но теперь они охватят не только продовольственную, но и высокотехнологичную продукцию, на которую Россия эмбарго не вводила. Например, европейские автомобильные марки будут вынуждены сворачивать бизнес в РФ. Однако новые санкции не осложнят торговлю энергоносителями, так как она идет по стандартным схемам: либо биржевой, если речь идет о нефти, либо контрактной, если говорить о газе. Предоплатные схемы там минимальны», – пояснил аналитик.

Владимир Рожанковский также уверен, что влияние возможных санкций на нефтегазовые проекты будет небольшим, поскольку сейчас их реализуется мало из-за низких цен на сырье.

«Сейчас существуют определенные сложности с кредитованием этих проектов, но даже если бы их не было, вряд ли они были бы профинансированы, учитывая текущую нефтяную конъюнктуру», – заметил эксперт.

Нефтегазовая отрасль России уже неуязвима

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в интервью «НиК» отметил, что большинство проблем, которые создают санкции, в настоящий момент уже решены.

«Остались определенные трудности, связанные с тяжелым оборудованием для работы на шельфе, а именно платформами для разведки и бурения. В России, а ранее в СССР, они не строились. Для начала выпуска этого оборудования требуется время. Сейчас на Дальнем Востоке достраивается верфь «Звезда», на которой будет налажено производство этих платформ. Когда это произойдет, России санкции вообще будут безразличны», – заявил эксперт.

По его словам, по бурению горизонтальных скважин Россия уже превзошла американцев. Кроме того, нашей стране удалось решить проблемы с выпуском оборудования для гидроразрыва пласта и многих других позиций, например катализаторов для нефтепереработки.

«Санкции, которые могут быть введены, дополнены или расширены, при любой их трактовке ничего не изменят. Нефтегазовый комплекс России уже неуязвим к изменению санкционного режима. В 2014 году санкции нас очень сильно подтолкнули к тому, чтобы добиться автономии. Конечно, международное разделение труда экономило деньги и позволяло концентрировать силы на стратегических направлениях, но раз этого нет и ожидать в ближайшее время не приходится, фактически российский нефтегазовый комплекс переходит на работу в автономном режиме. Сейчас санкции – это просто возможность для конгрессменов заработать некий политический капитал», – считает Рустам Танкаев.

Новые санкции – это некритично

Экономист Саид Гафуров также считает, что новые санкции США в отношении РФ не станут критичными для российского нефтегазового сектора, они просто ускорят разворот России в сторону восточных компаний.

«Западные компании как продавали нам свои технологии, так и будут стараться нам их продать, невзирая на возможные ограничения. Но кроме того, придут китайцы, а возможно, и вьетнамцы», – заметил эксперт в интервью «НиК».

По его словам, новые ограничения сделают наши проекты дороже, но поскольку российская нефть не самая дорогая в мире (по крайней мере, она даже близко не приближается по себестоимости к американской сланцевой), российская нефтегазовая отрасль выдержит очередное санкционное давление: «Новые санкции – это некритично, но неприятно, если европейцы не упрутся, а они еще и упереться могут».

Саид Гафуров пояснил, что американские санкции не могут остановить российский проект «Северный поток – 2», это произойдет только в случае принципиальной позиции ЕС. Однако эти новые ограничения сделают проект заметно дороже и для него будет сложнее найти подрядчиков, считает эксперт.

Ограничения для ЕС

Вместе с тем, как признавались в Минэнерго США еще в октябре 2016 года, главным итогом введения санкций в отношении России стало замедление реализации проектов западных нефтяных компаний в Арктике. Однако в краткосрочной перспективе, по мнению американского регулятора, они не скажутся на объемах нефтедобычи в РФ.

Новые санкции, судя по всему, очень сильно осложнят жизнь европейскому бизнесу. Если же Вашингтон добьется отмены строительства «Северного потока – 2», а также сможет навязать Европе свой СПГ, ему удастся ощутимо ухудшить экономику всего Евросоюза. В этой ситуации России сложно стоять на пути столь «высоких» отношений, ей остается только развивать собственное производство, а также активнее смотреть на Восток.

"