Posted 26 мая 2017, 13:00
Published 26 мая 2017, 13:00
Modified 15 сентября 2022, 20:19
Updated 15 сентября 2022, 20:19
Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) находится под пристальным общественным контролем: предприятие расположено в черте города, его продукция составляет значительную часть столичного рынка топлива. Проблемы завода в прямом смысле слова «ощущаются» москвичами, которым «посчастливилось» жить рядом.
НПЗ – режимное предприятие, и о деталях его работы никто распространяться не любит. Однако информационный вакуум, а также социальные сети вместе с удушливым запахом тухлых яиц являются благодатной почвой для развития городского кликушества и слухов. Впрочем, последний инцидент, связанный с работой МНПЗ, свидетельствует о том, что не только сероводород способен взбудоражить городскую общественность.
История «нештатной ситуации»
«Начальником землетрясения» выступила «Транснефть». 15 мая советник президента компании Игорь Демин рассказал, что МНПЗ с 14 мая остановил прием и сдачу готовой продукции в систему из-за «нештатной ситуации». После этого все сразу же вспомнили о жалобах на неприятный запах в Люблино и Капотне накануне сообщения. Пошли слухи об облаке вредных веществ, движущемся в центр Москвы.
Заявление «Транснефти» прибавило работы всем профильным ведомствам.
Минэнерго РФ поспешило заверить москвичей в том, что топливного дефицита в столице не случится и бежать к бензоколонкам с канистрами не стоит.
«Запасы топлива Московского региона превышают нормативный показатель в 10 суток», – указали в ведомстве.
Пресс-службе московского управления МЧС пришлось разруливать очередную истерику о неких ядовитых облаках и превышении уровня предельно допустимой концентрации вредных веществ. Однако в ведомстве подтвердили, что 14 мая в Капотне действительно фиксировалось разовое превышение ПДК по сероводороду в 1,04 раза.
Пресс-служба самого МНПЗ наличие нештатной ситуации на заводе опровергла.
«На Московском НПЗ продолжаются пусконаладочные работы после завершения плановых мероприятий по модернизации установок каталитического крекинга и первичной переработки нефти, а также стандартному ремонту установок «большого технологического кольца». 14 мая установка получения серы Московского НПЗ была остановлена в ходе тестирования автоматической системы безопасности. Нештатных ситуаций не было», – сообщили представители МНПЗ. На НПЗ отметили, что модернизация в конечном итоге должна сократить вредное воздействие на окружающую среду. А через два дня, 17 мая, завод сообщил, что начал принимать нефть из системы «Транснефти», при этом с 14 по 16 мая выпуск продукции продолжался по графику.
Стоит напомнить, что МНПЗ первую тонну нефтепродуктов произвел 1 апреля 1938 года. Нынешняя модернизация началась в 2011 году, а полное обновление предприятия должно завершиться в 2020 году.
Волнуйтесь, подробности после проверки!
13-14 мая 2017 года Мосэкомониторинг зафиксировал превышение нормы концентрации сероводорода на юге Москвы в 17 раз, передавало агентство «Интерфакс». В ночь с 16 на 17 мая автоматика показала превышение нормы сероводорода уже в 51 раз на юго-востоке столицы. В МЧС это объяснили «неисправностью датчика». Но через сутки, 18 мая, уровень сероводорода в Капотне, по данным Мосэкомониторинга, был превышен в 15 раз.
Управление Росприроднадзора по Центральному федеральному округу 16 марта сообщило о проведении внеплановой проверки Московского НПЗ. Такие проверки на заводе проводились и ранее. Однако после данных Мосэкомониторинга не выдержала и природоохранная прокуратура, решив присоединиться к коллегам из Росприроднадзора.
НПЗ в городе
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев отметил, что любой нефтеперерабатывающий завод «пахнет не фиалками».
«Все НПЗ – вредные производства. Они оснащены очистными сооружениями, и ведется очень строгий контроль, но нештатные ситуации бывают достаточно часто. На этих предприятиях сотни километров труб, десятки тысяч уплотнений. Причин для сбоев множество, а микровыбросы бывают постоянно», – пояснил эксперт в интервью «НиК».
Считается, что НПЗ нельзя ставить в черте города, но большинство российских заводов старше 50 лет, а есть и те, которым более 100 лет.
«Они обросли жилыми кварталами, и вывести эти предприятия за городскую черту очень сложно», – указал Рустам Танкаев.
По его словам, Московский НПЗ обеспечивает Москву бензином и дизельным топливом на 60%, поэтому закрыть его нельзя, а если рассматривать такой вариант, в регионе случится сильнейший топливный кризис: «Подвезти столько бензина с других НПЗ теоретически можно, но практически нереально», – уверяет Танкаев.
Эксперт также указал, что рынок топлива в России находится в очень напряженном состоянии: за счет административного регулирования цены на топливо в стране держатся на низком уровне – €0,58 за литр.
«Это самая низкая стоимость в Европе. В Киеве бензин стоит €0,9 за литр, в Латвии – €2, в нефтедобывающей Норвегии – €3,5 за литр, поэтому экспортировать бензин в Россию никто не хочет. Раньше ввозили импортное топливо, что позволяло сглаживать колебания производства, но сейчас его нет. Российские НПЗ производят около 40 млн тонн бензина в год, а нужно 47 млн. 7 млн тонн компенсируются за счет поставок из Белоруссии и производства «бодяжного» бензина.
Ситуация меняется в лучшую сторону. Производство бензина растет, но одновременно с этим доля нефти, которая идет на производство топлива, падает, так как для нефтяных компаний прибыльность производства бензина равна нулю. Если 10 лет назад перерабатывались в бензин 95% российской нефти, то сейчас – только 80%. Это печальная ситуация для рынка», – заявил Рустам Танкаев.
Что же касается заявления Игоря Демина, то «Транснефть» сейчас находится в очень сложном положении. «Она воюет с нефтяными компаниями за незаконные доходы от продажи так называемых остатков нефти, в этой ситуации делается много странных заявлений», – считает Рустам Танкаев.
«Транснефть» хотела себя защитить
Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева, напротив, заметила, что «Транснефть», сделав заявление о приостановке отгрузки топлива на Московский НПЗ, защитилась от репутационных рисков, поскольку об этом все равно стало бы известно.
«Это правильное поведение компании с клиентом, общественностью и СМИ: чтобы не занимались различными домыслами из-за прекращения поставок», – заявила аналитик в интервью «НиК».
Она отметила, что химическое производство в любом случае остается вредным для окружающей среды.
«Рядом с НПЗ хорошего запаха ждать не стоит. Кроме того, на предприятии идет модернизация: установка нового оборудования и отработка новых технологий. Чтобы техника идеально работала, нужно время», – заметила Анна Кокорева.
Дефицита не будет
Ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский считает, что технические работы на МНПЗ, сопровождающиеся остановкой производства, некритичны.
«Завод – главный поставщик топлива в регионе. Большинство брендированных АЗС пользуются его продукцией. Только если технологические работы на Московском НПЗ продлились бы дольше недели, столичные владельцы автотранспорта почувствовали бы это», – заявил эксперт в интервью «НиК». При этом Владимир Рожанковский отметил, что даже в случае длительного «простоя» московского завода дефицита бензина в столичном регионе не будет.
Отвечая на вопрос о том, почему работа МНПЗ часто становится причиной недовольства горожан, он заметил, что предприятие работает почти на пределе своих возможностей.
Кто так пахнет?
19 мая с неординарным заявлением выступил депутат Госдумы, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, сообщивший, что возможными виновниками недавнего сильного загрязнения воздуха сероводородом в столичном районе Капотня могли стать предприятия из Московской области.
«Не завод выбросил (загрязняющие вещества в воздух – прим. «НиК»). Он (был – прим. «НиК») неработающий, его действительно проверили и нашли, что он стоял в это время… Сейчас идет расследование других возможных источников, которые находятся уже на территории Московской области. Там тоже есть такого рода предприятия, которые могли бы теоретически сделать выбросы», – передают слова депутата информационные агентства.
В принципе, доля истины в заявлении Онищенко есть, поскольку вредные производства, правда не столь крупные, присутствуют и в подмосковных Люберцах.
Поэтому, скорее всего, виновников недавних выбросов так и не найдут. А возобновятся поиски только после следующих удушливых запахов в ночное время или заявлений «Транснефти». Ведь кардинально решать эту проблему путем вывода НПЗ из города или уменьшения его мощности пока никто не решается.