Несмотря на четко обозначившиеся в последние пару лет северный и восточный векторы развития «Роснефти», юг России по-прежнему остается для компании стратегическим регионом ее присутствия. Для «Роснефти» юг – это и важнейшее экспортное «окно», и опорная точка в переработке, и один из самых перспективных рынков сбыта, и потенциально новая территория для шельфовых проектов.
О роли «Роснефти» в экономике юга России говорит следующая статистика. В рейтинге крупнейших компаний ЮФО аналитического центра «Эксперт ЮГ» по итогам 2015 года ПАО НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (сбытовое подразделение компании в Краснодарском крае) заняло 28-ю строчку с выручкой 35,5 млрд руб., АО «РН-Ростовнефтепродукт» – 40-е место с выручкой 20,9 млрд руб., Туапсинский НПЗ – крупнейший нефтеперерабатывающий актив «Роснефти» на юге – оказался в рейтинге на 48-м месте с выручкой 18,7 млрд руб. При этом Туапсинский НПЗ в 2015 году внес самый большой вклад в поступление налога на прибыль в бюджет Краснодарского края, перечислив по этой статье 2,237 млрд руб., что составило более 30% всех поступлений налога на прибыль в кубанскую казну. Наконец, добычное подразделение «Роснефти» в Краснодарском крае ООО «РН-Краснодарнефтегаз» в рейтинге крупнейших компаний ЮФО по итогам 2015 года заняло 92-е место с выручкой 9,7 млрд руб. Это подразделение также входит в число крупнейших налогоплательщиков Краснодарского края: в 2015 году оно заплатило почти 2,2 млрд руб. налога на прибыль.
Столь же значительное место «Роснефть» занимает в экономике Северного Кавказа. В число крупнейших компаний СКФО входят такие ее подразделения, как оптовая компания рынка нефтепродуктов «Роснефть-Ставрополье» (выручка в 2015 году – 13,3 млрд руб.), добычная структура ООО «РН-Ставропольнефтегаз» (6,2 млрд руб.), ведущее добычу углеводородов в Чечне АО «Грознефтегаз» (3,7 млрд руб.), ООО «РН-Ингушнефтепродукт» (2 млрд руб.).
Легко заметить, что в южных регионах России представлены все ключевые сегменты бизнеса «Роснефти»: добыча, переработка и сбыт, что с учетом небольших расстояний в этом макрорегионе означает наличие между ними разнообразных кластерных взаимосвязей. Хотя в целом для экономики юга России эти сегменты имеют разный вес.
Добыча: трудный путь на шельф
Исторически российская промышленная нефтедобыча началась именно в южных регионах страны, хотя сегодня их запасы углеводородов сравнительно невелики. Самый характерный пример – Чечня, некогда имевшая вторые по значимости в СССР запасы нефти после Баку. Однако на начало 2016 года запасы нефти по всем лицензионным участкам АО «Грознефтегаз» по категории АВС1 составляли лишь 8,36 млн тонн при степени выработанности 97,5%.
Высокая степень истощения характерна и для самого крупного на юге России добычного подразделения «Роснефти» «Краснодарнефтегаза», на балансе которого числятся 42 месторождения. Основное из них – Анастасиевско-Троицкое нефтегазоконденсатное месторождение – обеспечивает примерно половину добываемого на Кубани газа. Еще в 2015 году «РН-Краснодарнефтегаз» перешагнул планку в 100 млрд м3 газа, добытых с начала своей производственной деятельности.
Новые месторождения в Краснодарском крае по-прежнему появляются. Например, в 2011 году на Славянско-Темрюкском лицензионном участке «Роснефтью» было открыто высокодебитное месторождение с предварительной оценкой извлекаемых запасов более 500 тыс. тонн нефти. Но основные перспективы этого региона связаны, безусловно, с добычей углеводородов на шельфе Черного и Азовского морей, а также Каспия. На данный момент «Роснефть» владеет лицензиями на восьми участках в акваториях этих трех морей. Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа Черного, Каспийского и Азовского морей по результатам аудита, выполненного компанией «ДеГольер и МакНоттон», по состоянию на начало 2016 года составляли около 3,6 млрд тонн нефтяного эквивалента.
Еще несколько лет назад разработка южного шельфа рассматривалась в качестве одной из важнейших составляющих Соглашения о стратегическом сотрудничестве «Роснефти» и американской ExxonMobil, которое предполагало создание совместных предприятий для проведения геологоразведки в Черном и Карском морях. В 2014 г. партнерство было приостановлено из-за антироссийских санкций, хотя год назад глава Exxon Рекс Тиллерсон (ныне – руководитель Госдепартамента США) заявил: «Мы бы очень хотели вернуться к глубоководным проектам на Черном море. Это многообещающие месторождения. Мы, наверное, могли бы возобновить там работы быстрее, чем в Арктике, потому что Арктика требует тщательного предварительного планирования».
«На ближайшие пять-шесть лет планов по промышленной добыче на шельфе Черного моря у «Роснефти» нет, хотя в долгосрочной перспективе это может представлять интерес, поскольку себестоимость добычи будет существенно дешевле, чем в Арктике, куда «Роснефть» продолжает вкладывать значительные средства. Не думаю, что возникнут какие-то большие проблемы с точки зрения технологий, хотя черноморские шельфовые месторождения еще требуют разведки и оценки запасов», – комментирует дальнейшие перспективы в этом направлении Василий Танурков, заместитель директора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
Независимый аналитик нефтегазового рынка Александр Полыгалов добавляет, что сейчас у «Роснефти» много других зон ответственности за пределами юга. Например, это перспективный Ванкорский кластер в Восточной Сибири, а в шельфовых проектах приоритет компании явно отдан Арктике – даже при том, что ситуация с партнерством с ExxonMobil является неопределенной из-за санкций.
«На этом фоне наращивание добычи на юге явно не выглядит приоритетом номер один, и пока не прояснится ситуация по поводу санкций и/или цен на нефть, крупные проекты «Роснефти» на юге будут отложены», – считает эксперт.
Ситуация с ценами на нефть, по его мнению, выглядит неопределенной в трех-пятилетней перспективе. Если они будут держаться в коридоре $50-60 за баррель, это открывает определенные возможности для таких проектов, как начало добычи на южном шельфе, но ведь главное опасение до сих пор заключается в том, что цены упадут до $35-40 за баррель и ниже.
Переработка: экспортный вектор
Один из старейших отечественных нефтеперерабатывающих заводов – Туапсинский НПЗ – начал свою работу в 1929 году, поэтому стартовавший еще в прошлом десятилетии процесс его коренной реконструкции, по сути дела, представляет собой строительство совершенно нового предприятия. Объем инвестиций в этот инвестпроект – один из крупнейших на юге России – был обозначен в размере $730 млн, объем переработки нефти планировалось довести до 12 млн тонн в год, а глубину переработки – с 54% до 98,5%.
Первый этап работ по модернизации Туапсинского НПЗ был завершен в 2013 г. запуском крупнейшей на тот момент в стране установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-12, в церемонии открытия которой принимал участие президент России Владимир Путин. Это сразу же позволило значительно увеличить объемы переработки нефти – с 5,57 млн тонн в 2013 г. до 8,65 млн тонн в 2014 г., хотя глубина переработки по-прежнему оставалась невысокой, а в линейке производимой продукции преобладал мазут.
В 2015 году, по данным «Роснефти», суммарные инвестиции в развитие Туапсинского НПЗ составили 17 млрд руб. без НДС: разрабатывалась рабочая документация и выполнялись строительно-монтажные работы по объектам второй очереди реконструкции завода. В рамках этого этапа предполагалось строительство установок (секций) гидрокрекинга вакуумного газойля, гидроочистки дизельного топлива, производств серы и водорода, гидроочистки бензина, риформинга, изомеризации и объектов общезаводского хозяйства. В феврале 2015 года на специально построенный заводской причал для крупнотоннажного оборудования была доставлена колонна гидрокрекинга весом 159 тонн, которая станет основной частью строящегося комплекса для выпуска топлива стандарта «Евро 5». В мае 2016 года Туапсинский НПЗ приступил к строительству азотной станции, предназначенной для выработки газообразного азота чистотой 99,99%, который будет использоваться в строящихся объектах второй очереди модернизации. Завершение ее строительства намечено на 2017 год.
Основной проблемой, с которой в последнее время столкнулся Туапсинский НПЗ, стало не столько снижение мировых цен на нефть, сколько налоговый маневр российского правительства в нефтегазовой отрасли, поставивший в невыгодное положение производителей нефтепродуктов низкого передела.
«Роснефть» несколько опоздала с завершением модернизации своих НПЗ к началу действия маневра, и в сочетании с падением цен на нефть это привело к тому, что ряд ее перерабатывающих предприятий оказался в затруднительном положении, поскольку основной их продукцией по-прежнему является мазут. Кроме того, с приобретением «Башнефти» перерабатывающие мощности «Роснефти» выросли, причем мощности «Башнефти» являются качественными. Туапсинский НПЗ находится в более выгодном положении благодаря своей близости к рынкам сбыта, но даже с учетом этого фактора стопроцентная экспортная пошлина на мазут существенно снижает его рентабельность», – комментирует Василий Танурков.
В середине февраля одно из российских деловых изданий сообщило со ссылкой на агентство Reuters, что «Роснефть» «изучает возможность» продажи нескольких своих НПЗ: Ангарского, Сызранского, Куйбышевского, Саратовского, Новокуйбышевского. Причиной этого был назван именно налоговый маневр, который поставил эти заводы на грань прибыльности. И хотя представитель компании тогда опроверг информацию о планах продажи, примечательно, что в этом списке не оказалось Туапсинского НПЗ, который из всех заводов «Роснефти» в западной части страны расположен наиболее выгодно к своим основным на данный момент рынкам сбыта – странам Средиземноморья, куда предприятие поставляет свои нефтепродукты для дальнейшей переработки. Один из последних примеров такого взаимодействия – прошлогоднее соглашение между «Роснефтью» и греческой Hellenic Petroleum о прямых поставках на НПЗ Греции 85 тыс. тонн нефти сорта КТК и до 90 тыс. тонн мазута производства Туапсинского НПЗ.
Экспортный вектор был определен в качестве долгосрочной стратегии для Туапсинского НПЗ еще в 2013 г., когда «Роснефть» ввела в эксплуатацию глубоководный нефтеналивной терминал в непосредственной близости от завода (также в присутствии Владимира Путина), а с 2013 г. в Туапсе действует глубоководный причал производительностью до 7 млн тонн нефтепродуктов в год, способный принимать суда дедвейтом до 80 тыс. тонн. Основной задачей этих объектов было обеспечить интеграцию Туапсинского НПЗ с трубопроводными и логистическими мощностями, создав единый канал по производству и экспорту нефтепродуктов на рынки Средиземноморья. Пропускная способность терминала составляет 17 млн тонн в год, что не только перекрывает перспективные объемы переработки на Туапсинском НПЗ, но и позволяет переваливать нефтепродукты, производимые на Ачинском НПЗ и Самарской группе НПЗ «Роснефти», а также продукцию третьих сторон.
Следующим шагом «Роснефти» по наращиванию своего экспортного потенциала в Черноморском регионе может стать строительство комплекса по перевалке нефтепродуктов мощностью 400 тыс. тонн в новом российском порту Тамань. Соглашение о намерениях по этому проекту было подписано в 2015 году в рамках Петербургского международного экономического форума.
Наконец, Туапсинский НПЗ уже сегодня можно считать одной из «витрин» «Роснефти» для тех внешних рынков, которые российская компания рассматривает в качестве перспективных для начала своей деятельности. В ноябре прошлого года «Роснефть» подписала с индонезийской госкомпанией Pertamina соглашение о создании совместного предприятия, которое займется строительством НПЗ и нефтехимического комплекса Tuban в провинции Восточная Ява мощностью 15 млн тонн нефти в год. За основу строительства НПЗ в Индонезии предполагается взять именно Туапсинский НПЗ. Инвестиции в проект, доля «Роснефти» в котором составляет 45%, могут составить $13 млрд.
Сбыт: олимпийский задел
В сбытовом сегменте «Роснефть», по данным ряда источников, является крупнейшим игроком на юге России. В частности, согласно оценке компании «ОМТ-Консалт» на середину прошлого года, ВИНКи на территории ЮФО и СКФО контролировали порядка 35% АЗС, наибольшее число заправок среди них – более 600 единиц – принадлежало именно «Роснефти» (еще порядка 500 АЗС – ЛУКОЙЛу и чуть более 200 – «Газпрому»).
При этом для ряда регионов юга сбытовые подразделения «Роснефти» вообще являются крупнейшими игроками в сфере ТЭК. Характерный пример – Ингушетия, где местная «дочка» «Роснефти» – «Ингушнефтепродукт» – является абсолютным лидером по выручке и единственным полноценным представителем крупного бизнеса в республике. Можно также добавить, что благодаря ряду соглашений между властями Ингушетии и руководством «Роснефти» на топливном рынке этого региона был наведен элементарный порядок, бюджет глубоко дотационной республики получил значительные поступления, а местное подразделение компании активно участвует в различных социальных программах.
Резкий рывок «Роснефти» в сбыте на юге России произошел в период подготовки к Олимпиаде в Сочи. Еще в 2010 году компания заявила о планах инвестировать в развитие сети АЗС 13-15 млрд руб., построив и реконструировав 127 АЗС, в том числе на федеральных трассах М1, М4 и М10. Одновременно усилилась экспансия в тех южных регионах, где доля «Роснефти» в рознице ранее была невелика, например в Волгоградской области, в которой традиционно доминирует ЛУКОЙЛ, имеющий здесь один из своих крупнейших НПЗ.
Одним из новых сегментов, где расширение присутствия «Роснефти» обозначилось наиболее явно, стали заправочные комплексы в аэропортах юга России. Первым южным аэропортом для компании были Минеральные Воды, затем «Роснефть» объявила о покупке у холдинга «Базовый элемент» сети ТЗК в аэропортах Краснодарского края, а затем настал черед аэропорта Ростова-на-Дону. Этот процесс разворачивался в рамках укрепления «Роснефти» в данном сегменте, при этом рынок авиаперевозок на юге имел свои особенности: он показывал рост даже во время снижения объема авиаперевозок в стране из-за экономического кризиса.
Михаил Кувырко