Топливный рынок на грани нервного срыва

4 апреля 2017, 09:40
Из-зароста акцизов на бензин и строгого контроля регулятора рынка за ценами розничные продажи топлива в России стали почти убыточными. По подсчетам независимых продавцов бензина, интересы которых представляет Независимый топливный союз, маржинальность их АЗС в 2017 году будет близка к нулю

Из-за роста акцизов на бензин и строгого контроля регулятора рынка за ценами розничные продажи топлива в России стали почти убыточными. По подсчетам независимых продавцов бензина, интересы которых представляет Независимый топливный союз, маржинальность их АЗС в 2017 году будет близка к нулю.

Не лучше обстоят дела и у вертикально интегрированных компаний. На днях ЛУКОЙЛ сообщил, что собирается избавиться чуть ли не от 30% своих автозаправочных станций, которые в последнее время стали убыточными.

Однако сложно предположить, что продажа бензина в России может быть совсем уж невыгодным бизнесом. Скорее всего, низкая маржинальность АЗС – явление временное. Тем не менее, переживут его не все компании, поэтому, как и в банковском секторе, стоит ждать передела рынка.

АЗС под давлением ФАС и выборов

По мнению Независимого топливного союза, топливный рынок РФ стал низкомаржинальным из-за повышения акцизов и сдерживания цен правительством. С 2015 по 2017 год акциз на бензин «Евро-5» вырос на 62,7% (на 3,9 тыс. руб. на тонну, или порядка 3 руб. на литр), НДПИ в январе 2017 года достиг уровня 8 тыс. руб. на тонну (около 6 руб. на литр). При этом оптовые цены в 2016 году увеличились на 24,8%, а розничные – только на 5%.

По расчетам организации, представленным в газете «Коммерсантъ», доходность нефтепродуктообеспечения в рознице, составлявшая в 2015-2016 годах чуть более 2 тыс. руб. на тонну топлива, в первом квартале 2017 года упала до 8 руб. на тонну (без НДС). Союз уверен, что либерализация ценообразования смогла бы спасти этот сегмент рынка, однако власти не допустят подорожания топлива в предвыборный год.

Федеральная антимонопольная служба постаралась парировать это заявление топливного союза.

«В моем понимании, топливный союз представляет интересы далеко не всех автозаправочных станций, а критика ценовой ситуации на розничном рынке нефтепродуктов основана на неверном понимании российского законодательства», – сказал начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин агентству городских новостей «Москва».

Эксперты, опрошенные «НиК», считают, что, помимо подорожания акцизов и контроля за ценами со стороны ФАС, на участников рынка давит снижение покупательского спроса населения, высокая волатильность рубля, а также психологический фактор из-за постоянных изменений условий ведения топливного бизнеса в стране. Кроме того, отчасти виноваты и сами компании, которые не хотят вести активную работу по привлечению покупателей, особенно в регионах.

Будут ли россияне покупать бензин на НПЗ?

Старший аналитик по нефти и газу компании «Открытие Капитал» Артем Кончин уверен, что причины, по которым независимые АЗС и ЛУКОЙЛ заявляют о нерентабельности своего бизнеса по продаже топлива, одинаковы.

«Розница первая принимает удар из-за растущих ставок по акцизам, подорожания трансфера от добычи до переработки. При этом она попадает под жесткий контроль со стороны антимонопольного ведомства, которое не дает перекладывать налоговые издержки на плечи конечного потребителя», – заявил аналитик в интервью «НиК».

Он напомнил, что потребители не смогут обойтись без розничных продаж топлива: «Очевидно, что без розницы нельзя. Мы же не будем заправляться на Московском НПЗ». При этом эксперт считает, что в сложившейся ситуации у рынка есть несколько вариантов для выживания и развития.

«Для того чтобы выжить, у рынка есть два пути. Первый – это когда львиная доля рынка останется за вертикально интегрированными компаниями, которые владеют полной цепочкой формирования дополнительной стоимости от добычи до переработки и далее оптовой и розничной продажи. Второй способ заключается в том, чтобы независимая розница могла оставаться ниже радара, то есть у нее появилось бы больше возможностей для ведения низкомаржинального бизнеса, больше свободы в ценовой политике», – считает он.

Если же первые два варианта отыграны не будут, может произойти некая централизация этого рыночного сектора.

«Многие структуры будут просто выживаться с рынка, и с течением времени все будет просто консолидировано в руках каких-то крупных игроков, которые найдут общий язык и с антимонопольной службой, и с оптовыми продавцами», – заметил Артем Кончин.

Он считает, что пример ЛУКОЙЛа как вертикально интегрированной компании показывает, что в сложившихся условиях ВИНКи собираются избавиться только от части наиболее убыточных АЗС. Он также отметил, что рентабельность заправочных станций состоит из массы факторов: «В ряде случаев топливный бизнес работает за счет продажи сторонних продуктов – еды и т.д. Ярким примером такого подхода к бизнесу являются заправки BP, где выручка магазинов превышает выручку от продажи бензина. Поэтому сейчас сложно делать прогнозы, за счет чего в ближайшее время будет выживать этот рыночный сектор».

АЗС «в ножницах»

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин заметил, что розница, которую представляет Независимый топливный союз, в первую очередь зависит от опта и системы регулирования цен, выстроенной ФАС.

«Фактически розничный топливный бизнес существует в ножницах, где с одной стороны оптовая торговля, которая живет по своим правилам с учетом своей налоговой составляющей, с другой – регулирование антимонопольной службы, следящей за ценовым движением. Поэтому надо признать, что в текущей ситуации этот бизнес работает в условиях низкой маржинальности», – заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, в таких условиях смогут остаться в основном АЗС вертикально интегрированных компаний, которые «еще могут поиграть маржой, имея свою добычу и переработку». При этом пример ЛУКОЙЛа показывает, что даже крупные нефтегазовые структуры не везде готовы продолжать вести этот розничный бизнес и хотели бы избавиться от него, отметил Пикин.

Бензин не успевает за рублем

Ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский заметил, что помимо введения новых налогов дополнительной проблемой для продавцов топлива является укрепление рубля.

«В последнее время рубль достаточно сильно окреп, при этом нефть выросла гораздо меньше. Минимальные значения черного золота были около $32 за баррель, сейчас его цена находится в районе $51. При этом российская валюта выросла существеннее, ее минимальные значения были где-то 77 рублей за доллар. Сейчас она торгуется на уровне 56 рублей за доллар. То есть разница примерно 6-7%. Это составляет как раз половину маржи, которая была при перегонке светлых нефтепродуктов», – указал эксперт в интервью «НиК».

Он также отметил, что на АЗС давит и очень низкий платежеспособный спрос населения: «В регионах люди меньше ездят на машинах, у них просто не хватает средств на заправку своего транспорта. В этой ситуации нефтяники, с одной стороны, упираются в порог платежеспособного спроса, с другой – в укрепление рубля, при котором рублевые затраты в добыче нефти становятся все более и более существенными, чем они были год назад».

У нефтяников сдают нервы

Владимир Рожанковский считает, что в заявлении Независимого топливного союза о нерентабельности бизнеса и намерении ЛУКОЙЛа продать большую часть своих заправок присутствует и психологический момент, момент срыва.

«Вы знаете рентабельность вашего бизнеса и более или менее на него ориентируетесь. Но потом вдруг нефть в три раза упала, компаниям пришлось привыкать к новой ценовой конъюнктуре. Только они выработали какую-то формулу существования в новых экономических реалиях, как начались другие испытания: изменение налогооблагаемой базы и укрепление рубля. Получается, что рентабельность этого бизнеса постоянно плавает», – пояснил эксперт.

По его словам, об эмоциональности можно судить и исходя из того, что нефтяным компаниям, которые во многом являются вертикально интегрированными, расставаться со своим ретейловым бизнесом не очень хочется.

«АЗС поддерживают бренд компании. Поэтому сообщения о желании продать заправочные станции похожи на демарш, на требование: дайте нам возможность получать более-менее эффективную маржу по этому бизнесу, фиксировать ее, тогда мы сможем сохранить ретейловый нефтяной бизнес по продаже нефтепродуктов. В противном случае он станет факультативной и необязательной частью нашего бизнеса и нам даже не жалко с ним расстаться. Это такой элемент показательного недовольства», – заявил Рожанковский.

Центробанк не позаботился о нефтяной отрасли

При этом аналитик считает, что для независимых нефтяных компаний наступают сложные времена.

«Нефть привязана к биржевым ценам, которые постоянно плавают. Мелкий нефтяной бизнес в России, в отличие от США, где появляется все больше и больше независимых нефтяных компаний, нерентабельный. У нас не умеют хеджировать валютные риски и слишком волатильный рубль для серьезного бизнеса», – считает эксперт.

По его мнению, в проблемах топливного рынка есть вина Центробанка: «Рубль отпустили в свободное плавание, не просчитав все возможные последствия. Эльвира Набиуллина не могла не знать, отпуская рубль, что он не является резервной валютой и волатильность будет огромная. Поэтому нужно было подготовить субъекты рынка, прежде всего экспортеров, к этим огромным колебаниям. Центробанк должен был спонсировать госпрограмму для помощи представителям экспортеров в правильном и грамотном хеджировании валютных рисков. Этого сделано не было. Даже в Казахстане занимались хеджированием. В России это делали только в небольшом объеме и то не все. Небольшие компании вообще не имеют доступа к этому рынку. Поэтому, если вы не знаете, какая у вас рентабельность будет через месяц, вы не можете планировать бизнес!» – указал Рожанковский.

Он предположил, что дальше будет продолжаться консолидация отрасли наподобие того, что сейчас происходит в банковском секторе, в результате чего будут недовольные.

ЛУКОЙЛ плохо работал с потребителями

Что же касается повышения цен, то, по мнению эксперта, если их повышать, то сразу всем компаниям, как некий мятеж нефтяников, либо не повышать никому. При этом он считает, что ЛУКОЙЛ отказался бороться за рынок не только из-за ценового давления ФАС.

«У ЛУКОЙЛа нет прогрессивной системы повышения лояльности своих клиентов в отличие от многих других компаний, таких как, например, «Роснефть», «Газпром нефть». ЛУКОЙЛ в этом вопросе немножечко плетется в хвосте, и при отсутствии программы лояльности наблюдается отказ потребителей от услуг его заправок. То есть сейчас вопрос не в повышении цен, а в создании программ по удержанию покупателей. И только после завершения работ по повышению лояльности потребителей надо делать какие-то шаги для увеличения розничных цен в зависимости от конъюнктуры рынка», – сообщил Рожанковский.

Нефтяникам надо достучаться до потребителя

Ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский уверен, что подорожание бензина может и не улучшить финансовые показатели компаний.

«Надо учитывать, что в регионах повышение цен может привести к оттоку людей. Ведь у потребителей всегда есть выбор между заправками известных компаний и так называемыми Noname. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, стараются пользоваться АЗС известных компаний, но в областях люди больше готовы ехать на АЗС Noname только потому, что там будет на 10 копеек дешевле. И это проблема имиджа, и ее тоже надо решать. Люди не знают, чем отличается топливо одного производителя от другого, какой ведется контроль качества. То есть надо сначала достучаться до потребителя, зафиксировать его, а потом уже проводить манипуляции с ценами», – полагает Владимир Рожанковский.

АЗС не будут пустовать

Стоит отметить, что как бы ни жаловался топливный союз на убыточность продажи бензина в России, свято место пусто не бывает. Интерес к приобретению АЗС ЛУКОЙЛа выразила и «Татнефть».

«Стратегия развития группы «Татнефть» до 2025 года предполагает удвоение (в долларах США) стоимости группы к 2025 году. Одним из важных элементов стратегии является развитие сегмента розничного бизнеса компании, предусматривающего увеличение количества АЗС на 5%, обновление бренд-концепции, повышение стандартов обслуживания на АЗС», – сообщили RNS в компании.

Отчасти это подтверждает мнение ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, который считает, что одной из причин «нерентабельности» 30% АЗС ЛУКОЙЛа является страх компании быть поглощенной.

«У представителей ЛУКОЙЛа довольно слабый административный ресурс, который мог бы лоббировать их интересы, поэтому они опасаются, что со временем их попытаются заставить продать российские активы другим крупным игрокам», – сообщил аналитик агентству «Прайм».

В самом ЛУКОЙЛе уточнили планы относительно продажи заправок: компания не собирается продавать свои АЗС с дисконтом, рассматривая только долгосрочных инвесторов.

«Мы среди прочих будем рассматривать предложения китайских и ближневосточных инвесторов», – передает РИА Новости со ссылкой на свои источники в ЛУКОЙЛе.

Бензин дорожает

Несмотря на все попытки ФАС контролировать стоимость топлива, потребительские цены на бензин в России постепенно и постоянно растут. Так, за неделю с 20 по 27 марта они увеличились на 0,1%, сообщил Росстат. По его информации, рост цен на бензин отмечался в 45 центрах субъектов РФ. Значительнее всего цены увеличились в Перми – на 0,8%, в Элисте и Липецке они выросли на 0,6%. Снижение цен на бензин на 0,2% отмечалось в Чите и Кызыле, на 0,1% – в Улан-Удэ и Вологде. В Москве и Санкт-Петербурге за указанную неделю цены на бензин поднялись на 0,1%.

Так что можно предположить, что ФАС и правительство РФ все же сохранят большинство крупных российских брендов по продаже топлива, а некоторый спад прибыльности этого бизнеса потом будет с лихвой отыгран. «Нервные срывы» некоторых участников рынка, скорее всего, помешают только им самим и лишь увеличат шансы новых игроков заняться прибыльной торговлей.

#Цены на бензин и дизельное топливо #НПЗ #Цены на бензин #Бензин #Дизель #Дизельное топливо #Аналитика #Автомобильное топливо
Подпишитесь