Posted 6 марта 2017, 06:00

Published 6 марта 2017, 06:00

Modified 20 августа 2022, 19:27

Updated 20 августа 2022, 19:27

Коррупция против инноваций

6 марта 2017, 06:00
Федеральный закон о создании информационной системы топливно-энергетического комплекса был принят в 2011 году, министерство энергетики было наделено полномочиями по курированию этой инновации, однако к началу 2017 года стало понятно, что система еще не готова. «Нефть и капитал» пытался разобраться, что мешает внедрению информационных технологий в отрасли

Федеральный закон о создании информационной системы топливно-энергетического комплекса был принят в 2011 году. Министерство энергетики было наделено полномочиями по курированию этой инновации, однако к началу 2017 года стало понятно, что система еще не готова. «Нефть и капитал» пытался разобраться, что мешает внедрению информационных технологий в отрасли.

Что такое ГИС ТЭК?

С целью повышения прозрачности рынка энергоресурсов в России государство решило объединить все имеющиеся данные по отраслям ТЭК: нефтяной, газовой, угольной, электро- и теплоэнергетике. Ожидалось, что на основе полученных консолидированных данных будут формироваться отчетные и прогнозные топливно-энергетические балансы, в том числе такие стратегические документы, как «Энергостратегия-2035». Законом были определены 19 видов информации, которые органы федеральной власти обязаны предоставлять в систему.

Для того чтобы собрать все данные воедино, нужна не только воля государства и нефтяных компаний. Необходимы электронные технологии («софт») и сам аппаратный комплекс, в котором будет все это храниться («хард»). Государственная информационная система (ГИС) ТЭК – это программно-аппаратный комплекс, который содержит в себе блоки нормативно-справочной информации, средств сбора и загрузки данных, внутренней и внешней интеграции, информационный портал, аналитические отчеты.

Изначально стоимость ГИС оценивалась Минэнерго в 9 млрд руб. – крупная сумма для регулятора. Однако в 2013 г. оценка снизилась до 7 млрд руб. и дальше кратно уменьшалась. На тендере в 2014 г. разработка ГИС ТЭК была оценена всего в 607 млн руб.

Сроки запуска системы также постоянно сдвигались. После проведения тендера, победителем которого стала компания «Ланит», запуск был назначен на 2015 год. Однако этого не случилось, заработал только тестовый вариант системы. Тогда Минэнерго сообщило, что ожидает полный ввод программы в 2016 году. Тем не менее на данный момент она не введена в эксплуатацию и продолжает работать в тестовом режиме. В частности, на сайте системы указано, что в настоящий момент предоставляют данные 390 нефтяных и газовых компаний, 335 угольных, 836 генерирующих, 97 сбытовых, более 2000 сетевых компаний, но удостовериться в этом сложно.

Внимание Счетной палаты

В феврале 2017 года стало известно, что структура Минэнерго «Российское энергетическое агентство» (РЭА) попала под аудит Счетной палаты (СП). «Проверяется эффективность использования средств федерального бюджета на создание и развитие ГИС ТЭК», – сообщил изданию Energy Insider официальный представитель Счетной палаты. Проверка началась в январе и должна закончиться в апреле 2017 года.

Это не первая проверка внедрения инновационной системы. В апреле 2013 г. Дмитрий Медведев утвердил положение о создании и эксплуатации системы, предполагалось, что на ее развитие будет направлено порядка 500 млн руб. Однако уже в июле того же года Счетная палата начала опасаться нецелевого расходования средств госбюджета на эту программу, о чем она сообщила в своем отчете. Тогда коллегия СП под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «IT-аудит государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса». С сообщениями выступили аудиторы Александр Пискунов, Михаил Бесхмельницын и Сергей Рябухин.

По итогам мероприятия стало понятно, что 58% всех средств или 20,4 млн руб. в ходе создания IT-системы заплачено за невыполненные работы, конкуренция поставщиков ограничивалась, а проект, по сути, еще и не начинался. В частности, СП отметила, что большая часть результатов научно-исследовательских работ (НИР) по ГИС ТЭК не удовлетворяет условиям государственного контракта и технического задания, при этом работы выполнены за 6 месяцев вместо планируемых 20 дней, а из 50 задач, которые должны быть решены в ходе выполнения НИР, в той или иной степени решены только 23.

Коллегия тогда направила обращение в Генпрокуратуру России и информационное письмо в Минэнерго.

Другие претензии

Кроме ГИС ТЭК, СП ранее интересовали и расходы самого Минэнерго. При проверке исполнения бюджета в 2013 г. Счетная палата обнаружила, что министерство не выполнило 7 запланированных в рамках федеральных целевых программ мероприятий и не ввело в эксплуатацию 3 объекта, предусмотренных ФЦП «Юг России». Также в нарушение постановления правительства Минэнерго не в срок представило информацию в Росимущество о приобретенных основных средствах.

РЭА, курирующее создание ГИС ТЭК, также неоднократно подвергалось особому вниманию со стороны правоохранительных органов. В феврале 2013 г. стало известно, что возбуждено уголовное дело по статье «Растрата» против Кирилла Луговцева, занимавшего на тот момент пост генерального директора Российского энергетического агентства. Он возглавил его в августе 2013 г. Основанием для возбуждения уголовного дела стала проверка «Сколково», которую проводили Счетная палата и ФСБ. Луговцев ранее работал в «Сколково», после скандала он покинул РЭА.

В октябре 2015 года СП выяснила, что РЭА заключило договор с компанией «Рольф Моторс» на поставку 14 автомобилей Toyota Camry комплектации «Престиж» общей стоимостью 22,2 млн руб. за счет остатков средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. В результате общее количество автотранспорта составило 32 единицы, превысив более чем в три раза численность руководящего состава ведомства. За 2015 год СП выявила в работе Минэнерго и другие нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением министерством полномочий главного распорядителя, и отсутствие должного контроля со стороны министерства за деятельностью подведомственных учреждений.

Накануне нового 2016 года в РЭА прошли обыски, после которых под следствием оказался руководитель департамента информационных технологий РЭА Роман Щербов, курирующий ГИС ТЭК. Об этом тогда сообщило агентство RNS со ссылкой на собственные источники. Следственные действия в РЭА проводились в связи с возможными нарушениями при разработке ГИС ТЭК, писало агентство. На сегодняшний день Щербов в агентстве не работает. По информации из открытых источников, в конце 2016 года Мосгорсуд продлил ему меру пресечения по уголовному делу.

Возможные последствия нынешней проверки

Адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко пояснил, что после проверки о результатах проведенных контрольных мероприятий СП информирует Совет Федерации и Госдуму и доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Счетная палата представляет собой независимый государственный орган с особым статусом, который, являясь подотчетным Федеральному Собранию, обладает властными полномочиями в отношении органов государственной власти. Юристы утверждают, что в случае выявления нарушений в ходе проверки ГИС ТЭК в апреле ведомство может привлечь агентство к административной ответственности либо направить результаты проверки в Генпрокуратуру, СК и МВД.

Нынешняя проверка могла проводиться по конкретному запросу, предполагает юрист практики разрешения споров юридической фирмы Art De Lex Асланбек Тибилов.

«План работы Счетной палаты может быть скорректирован в предусмотренных законом случаях, в частности, в случае поступления обязательных к рассмотрению запросов президента РФ, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, правительства или органов государственной власти субъектов РФ. Вероятно, проведение проверки в РЭА связано с получением Счетной палатой РФ подобного запроса», – сказал Тибилов.

Если СП и выявит какие-либо нарушения, то сначала ведомство может в рамках своих полномочий самостоятельно привлекать лиц к административной ответственности, добавил Тибилов. Например, в случае нецелевого использования бюджетных средств. Но возможна и передача информации в правоохранительные органы.

«По результатам мероприятия в соответствии со ст. 14 федерального закона № 41 Счетная палата направляет представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер, принуждения, информационные письма. В том случае, если будут выявлены данные, указывающие на признаки составов преступлений, то соответствующие материалы Счетной палатой будут переданы в правоохранительные органы», – заявил адвокат МКА «Клишин и Партнеры» Григорий Рейдерман.

Литвиненко пояснил, что правоохранительные органы решают вопрос о наличии в действиях проверенных организаций состава правонарушения или уголовного преступления. Информация направляется в генпрокуратуру, председателю Следственного комитета, министру внутренних дел, добавил партнер BGP Litigation Евгений Алексеев.

Подпишитесь